Содержательные теории мотивации
Основная идея содержательных теорий мотивации — определение внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать установленным способом. Представители теории А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп: 1) физиологические— необходимые для выживания; 2)в безопасности и уверенности в будущем; 3)социальные — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; 4) в уважении, признании; 5) самовыражения.
Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Для того чтобы потребность следующего уровня стала мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.
Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей: 1) потребность власти — желание воздействовать на других; людей, у которых потребность власти является наивысшей и нет склонности к авантюризму или тирании, можно готовить к занятию высших руководящих должностей; 2) потребность успеха — удовлетворяется доведением работы до успешного завершения (а не провозглашением успеха какого- либо человека); 3) потребность в причастности — означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей: 1) гигиенические: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии; 2) факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой. Для использования теории Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических, а особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить их предпочтения.
- Сущность и содержание менеджмента, его основоположники
- Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления.
- Развитие менеджмента в России
- Цели и задачи менеджмента. Субъект и объект управления.
- Характеристика основных уровней управления
- Сущность управленческой деятельности. Менеджер и его функции
- Понятие и общие характеристики организации
- Характеристика формальной и неформальной организации
- Концепция жизненного цикла организации
- Факторы внешней и внутренней среды организации. Структура внешней среды организации.
- Swot-анализ
- Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации
- Возможности использования опыта зарубежных фирм в развитии менеджмента в России
- Миссия организации: сущность, содержание
- Цели и задачи в системе современного менеджмента
- Цели организации: типология, предъявляемые требования
- Формирование и ранжирование целей фирмы. Стратегия и экономическая политика
- Взаимозависимость миссии, целей и стратегии фирмы
- Содержание системы стратегического управления и виды разрабатываемых стратегий
- Организация деятельности по разработке стратегии
- Особенности стратегического управления в фирмах сша, Японии и России (сравнит хар-ка)
- Понятие и элементы организационной структуры управления
- Типы организационных структур управления
- Механистические системы управления
- Адаптивные системы управления
- Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
- Характеристика основных функций менеджмента
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Основные принципы менеджмента
- Маркетинг в управлении организацией: сущность, цели, функции
- Понятие и классификация методов менеджмента
- Экономические методы управления
- Административные методы управления
- Социально-психологические методы
- Содержание и виды управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений
- Методы принятия управленческих решений
- Условия эффективности управленческих решений
- Корпоративная культура. Коммуникации в организации
- Информационное обеспечение менеджмента. Внутрифирменная система информации
- Роль менеджера в обеспечении эффективности управления
- Способы повышения эффективности руководства
- Организация деятельности кадровых служб. Отбор персонала
- Методы оценки персонала. Прием на работу
- Профессиональное развитие персонала (сущность, цели, способы, формы обучения)
- Власть и лидерство. Формы влияния и власти
- (Повтор 50) Понятие и характеристика стилей руководства
- Управленческая решетка грид.
- Ограничения в деятельности руководителя. Авторитет менеджера
- Общая характеристика систем управления
- Организационно-правовые формы организации.
- Функционирование организации как системы управления
- Понятие и взаимосвязь функций менеджмента
- Планирование как функция менеджмента.
- Бизнес – планирование.
- Организационная функция менеджмента.
- Мотивация и ее роль в менеджменте
- Сущность, задачи и функции контроллинга
- Структура и виды контроллинга.
- Делегирование полномочий.
- Сущность и содержание менеджмента, его основоположники
- Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления.