logo
мндж

Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления.

Выделяют 2 этапа развития менеджмента:

1) Эмпирический (опытно-практический) 2) Научный Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).

Основные школы менеджмента (управления).

  1. Школа научного управления 1885-1920

Представители. Фредерик Тейлор. Фрэнк Гилберт. Генри Гантт.

Достижения. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.

Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и достижения целей обучения

Обеспечение работников ресурсами для выполнения задач

Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации

Недостатки. Чрезмерное нормирование труда. Персонал всего лишь рабочая сила. Недооценка человеческого фактора. Не использовала социальные аспекты поведения. Тейлоризм – выжимание из человека максимум сил для достижения цели хозяина.

Используется сейчас. Сдельно-премиальная оплата труда. Отделения управления от производственной деятельности.

  1. Административная школа 1920-1930

Представители. Анри Файоль. Франсуа Кенэ. Дж. Муни. А. Рейли.

Достижения. Создала систему универсальных принципов упр. Рассмотрела управление как универсальный процесс состоящий из функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Сформулировала 14 методов управления, некоторые используются до сих пор.

Недостатки. Недооценка социальных аспектов управления. Невнимание к чел фактору. Недостаточное внимание к научным факторам. Организация как закрытая система не связанная с внешней средой.

Используется сейчас. Системный подход к управлению.

  1. Школа человеческих отношений 1930-1950

Представители. Эдвард Мэйо. Мэри Фоллет.

Достижения. Менеджмент путем организации труда людей. Активность действия людей мотивированы их потребностями. Социально-психологические факторы оказывают значительный рост на производительность.

Недостатки. Имперический поход. Отсутствие математических методов исследования.

Используется сейчас. Штат компании – это персонал, который приносит успех компании, а не только раб сила. Учет особенностей конкретного индивидуума.

  1. Школа науки о поведении. 1940-настоящее время

Представители. Анри Файоль, Макс Вебер.

Достижения. Характер власти и авторитета. Роль организационной структуры. Лидерство. Иерархия потребностей. Качество трудовой жизни.

Недостатки. Имперический подход. Нет математического исследования.

Используется сейчас. Иерархия потребностей.

  1. Школа социальных систем. 1940-наст.вр.

Представители. Бернард. Саймон.

Достижения. Разработала более сложные системы мотивации. Двустороннее понимание отношений. Равновесное принятие решения.

Недостатки. Верховенство цели организации.

Используется сейчас. Соц. аспекты менеджмента и роль коммуникации.

  1. Количественная (математическая) школа. 1950-н.в.

Представители. Фредерик Тейлор. Питер Друкер.

Достижения. Математические модели для решения управленческих проблем. Математические модели описывают факторы, переменные, характеристики и отношения между ними.

Недостатки. Недооценка человеческого фактора.

Используется сейчас. широко используется количественный подход с появлением ПК. Теория игр. Теория решений. Долгосрочное прогнозирование.

  1. Процессный подход (из математики). 1950-н.в.

Представители. Генри Гантт, Фрэнк и Лилия Гилберт, Ф. Тейлор

Достижения. Управление процессом из ряда функций. Влияние на работников таким образом, чтобы они достигали цели организации.

Недостатки. Сложно разделить процесс управления на составные функции. Недостаточное внимание к функциональному разделению.

Используется сейчас. выделение основных и вспомогательных функций. Разделение бизнеса на бизнес единицы.

  1. Системный подход 1950-н.в.

Представители. Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон.

Достижения. Постановление целей, проектирование организационных систем. Организация как социо-техническая закрытая или открытая система. Теория систем помогла объединить вклады всех школ.

Недостатки. Не уделенное внимание частям организации, имеющим свои цели.

Используется сейчас. организация как открытая или закрытая система. Управление по целям.

  1. Ситуационный подход, 19690-н.в.

Представители. Те же, что и 8)

Достижения. Динамическое окружение. внешняя среда. Матричная структура. Информационные системы. Стратегическое управление. Социальная ответственность над управлением ситуациями.

Недостатки. Стремление приблизить теорию к практике. Сложно разработать общие принципы, критерии.

Используется сейчас. Выделение основных ситуационных переменных. Теория 7S.