Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления.
Выделяют 2 этапа развития менеджмента:
1) Эмпирический (опытно-практический) 2) Научный Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
-
политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;
-
экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
-
оборонительной – защита от врагов и диких зверей.
Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).
Основные школы менеджмента (управления).
-
Школа научного управления 1885-1920
Представители. Фредерик Тейлор. Фрэнк Гилберт. Генри Гантт.
Достижения. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и достижения целей обучения
Обеспечение работников ресурсами для выполнения задач
Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации
Недостатки. Чрезмерное нормирование труда. Персонал всего лишь рабочая сила. Недооценка человеческого фактора. Не использовала социальные аспекты поведения. Тейлоризм – выжимание из человека максимум сил для достижения цели хозяина.
Используется сейчас. Сдельно-премиальная оплата труда. Отделения управления от производственной деятельности.
-
Административная школа 1920-1930
Представители. Анри Файоль. Франсуа Кенэ. Дж. Муни. А. Рейли.
Достижения. Создала систему универсальных принципов упр. Рассмотрела управление как универсальный процесс состоящий из функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Сформулировала 14 методов управления, некоторые используются до сих пор.
Недостатки. Недооценка социальных аспектов управления. Невнимание к чел фактору. Недостаточное внимание к научным факторам. Организация как закрытая система не связанная с внешней средой.
Используется сейчас. Системный подход к управлению.
-
Школа человеческих отношений 1930-1950
Представители. Эдвард Мэйо. Мэри Фоллет.
Достижения. Менеджмент путем организации труда людей. Активность действия людей мотивированы их потребностями. Социально-психологические факторы оказывают значительный рост на производительность.
Недостатки. Имперический поход. Отсутствие математических методов исследования.
Используется сейчас. Штат компании – это персонал, который приносит успех компании, а не только раб сила. Учет особенностей конкретного индивидуума.
-
Школа науки о поведении. 1940-настоящее время
Представители. Анри Файоль, Макс Вебер.
Достижения. Характер власти и авторитета. Роль организационной структуры. Лидерство. Иерархия потребностей. Качество трудовой жизни.
Недостатки. Имперический подход. Нет математического исследования.
Используется сейчас. Иерархия потребностей.
-
Школа социальных систем. 1940-наст.вр.
Представители. Бернард. Саймон.
Достижения. Разработала более сложные системы мотивации. Двустороннее понимание отношений. Равновесное принятие решения.
Недостатки. Верховенство цели организации.
Используется сейчас. Соц. аспекты менеджмента и роль коммуникации.
-
Количественная (математическая) школа. 1950-н.в.
Представители. Фредерик Тейлор. Питер Друкер.
Достижения. Математические модели для решения управленческих проблем. Математические модели описывают факторы, переменные, характеристики и отношения между ними.
Недостатки. Недооценка человеческого фактора.
Используется сейчас. широко используется количественный подход с появлением ПК. Теория игр. Теория решений. Долгосрочное прогнозирование.
-
Процессный подход (из математики). 1950-н.в.
Представители. Генри Гантт, Фрэнк и Лилия Гилберт, Ф. Тейлор
Достижения. Управление процессом из ряда функций. Влияние на работников таким образом, чтобы они достигали цели организации.
Недостатки. Сложно разделить процесс управления на составные функции. Недостаточное внимание к функциональному разделению.
Используется сейчас. выделение основных и вспомогательных функций. Разделение бизнеса на бизнес единицы.
-
Системный подход 1950-н.в.
Представители. Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон.
Достижения. Постановление целей, проектирование организационных систем. Организация как социо-техническая закрытая или открытая система. Теория систем помогла объединить вклады всех школ.
Недостатки. Не уделенное внимание частям организации, имеющим свои цели.
Используется сейчас. организация как открытая или закрытая система. Управление по целям.
-
Ситуационный подход, 19690-н.в.
Представители. Те же, что и 8)
Достижения. Динамическое окружение. внешняя среда. Матричная структура. Информационные системы. Стратегическое управление. Социальная ответственность над управлением ситуациями.
Недостатки. Стремление приблизить теорию к практике. Сложно разработать общие принципы, критерии.
Используется сейчас. Выделение основных ситуационных переменных. Теория 7S.
- Сущность и содержание менеджмента, его основоположники
- Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления.
- Развитие менеджмента в России
- Цели и задачи менеджмента. Субъект и объект управления.
- Характеристика основных уровней управления
- Сущность управленческой деятельности. Менеджер и его функции
- Понятие и общие характеристики организации
- Характеристика формальной и неформальной организации
- Концепция жизненного цикла организации
- Факторы внешней и внутренней среды организации. Структура внешней среды организации.
- Swot-анализ
- Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации
- Возможности использования опыта зарубежных фирм в развитии менеджмента в России
- Миссия организации: сущность, содержание
- Цели и задачи в системе современного менеджмента
- Цели организации: типология, предъявляемые требования
- Формирование и ранжирование целей фирмы. Стратегия и экономическая политика
- Взаимозависимость миссии, целей и стратегии фирмы
- Содержание системы стратегического управления и виды разрабатываемых стратегий
- Организация деятельности по разработке стратегии
- Особенности стратегического управления в фирмах сша, Японии и России (сравнит хар-ка)
- Понятие и элементы организационной структуры управления
- Типы организационных структур управления
- Механистические системы управления
- Адаптивные системы управления
- Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
- Характеристика основных функций менеджмента
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Основные принципы менеджмента
- Маркетинг в управлении организацией: сущность, цели, функции
- Понятие и классификация методов менеджмента
- Экономические методы управления
- Административные методы управления
- Социально-психологические методы
- Содержание и виды управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений
- Методы принятия управленческих решений
- Условия эффективности управленческих решений
- Корпоративная культура. Коммуникации в организации
- Информационное обеспечение менеджмента. Внутрифирменная система информации
- Роль менеджера в обеспечении эффективности управления
- Способы повышения эффективности руководства
- Организация деятельности кадровых служб. Отбор персонала
- Методы оценки персонала. Прием на работу
- Профессиональное развитие персонала (сущность, цели, способы, формы обучения)
- Власть и лидерство. Формы влияния и власти
- (Повтор 50) Понятие и характеристика стилей руководства
- Управленческая решетка грид.
- Ограничения в деятельности руководителя. Авторитет менеджера
- Общая характеристика систем управления
- Организационно-правовые формы организации.
- Функционирование организации как системы управления
- Понятие и взаимосвязь функций менеджмента
- Планирование как функция менеджмента.
- Бизнес – планирование.
- Организационная функция менеджмента.
- Мотивация и ее роль в менеджменте
- Сущность, задачи и функции контроллинга
- Структура и виды контроллинга.
- Делегирование полномочий.
- Сущность и содержание менеджмента, его основоположники
- Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления.