logo
мндж

Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории объясняют мотивацию работника не только потребностями, но и восприятием возможностей их удовлетворения с учетом осознания и оценки ситуации. Имеются три основных теории мотивации: ожидания, справедливости и модель Портера-Лоулера.

I. Теория ожидания. В. Врум считает, что человек должен надеяться, что выбранный тип поведения действительно приведет к удовл-ю потребности, а ожидание можно рассм-ть как оценку данной личностью вероятности определенного события. Т. Ожид.подчеркивает важность трех взаимосвязей затрат труда, результатов и валентность вознаграждения.

II. Т.  справедливости – люди субъективно определяют отнош.полученного вознаграждения к затраченным усилиям и сопоставляют его с вознаграждением др. людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у работника возникает психологическое напряжение и он начинает работать менее интенсивно или – уволится. Поэтому необходимо мотивировать работника, снять напряжение или исправить дисбаланс, объяснив ему почему существует такая разница.

III.  Модель Портера-Лоулера В данной модели пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, осознания своей роли в процессе труда. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью в том, что это действительно повлечет за собой определенное вознаграждение. Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия).