1.1. Сущность контроллинга
На сегодняшний день не существует однозначного определения
понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая
концепция управления, порожденная практикой современного
менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулиро-
вание, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем.
В основе этой новой концепции системного управления организацией
лежит стремление обеспечить успешное функционирование органи-
зационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в
долгосрочной перспективе путем:
- адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям
внешней среды;
- согласования оперативных планов со стратегическим планом
развития организационной системы;
- координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-
процессам;
- создания системы обеспечения менеджеров информацией для
различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
- адаптации организационной структуры управления предприятием с
целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на
меняющиеся требования внешней среды.
Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу
для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля,
учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих
решений.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
1) ориентация на эффективную работу организации в относительно
долговременной перспективе – философия доходности, которая означает:
− преимущественную ориентацию мышления и действий
сотрудников организации на рентабельность;
− отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их
снижению как непрерывного процесса;
− гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;
− связь системы стимулирования работников с их конкретным
вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей (личные
доходы, карьера);
− рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств
достижения стратегической цели;
12
− непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т. е.
знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте;
2) формирование организационной структуры, ориентированной на
достижение стратегических и тактических целей;
3) создание информационной системы, адекватной задачам целевого
управления;
4) разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает
интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия
корректирующих решений.
Цикл контроллинга включает в себя этапы планирования, контроля
исполнения и принятия корректирующих решений. Этап __________планирования в
рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных
потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка
методики планирования, координация и детализация планов по уровням).
Затем идет встречный поток «снизу вверх». Как следствие, одна из задач
контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий,
координация отдельных планов и сведение их в единый план по
предприятию.
Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ
фактических данных по контролируемым величинам и выработку
мероприятий по устранению отклонений в пределах определенной ему
компетенции.
Иногда «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это
отличное и даже противоположное по смыслу понятие.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и
просчетов, а контроллинг – это управление будущими для обеспечения
длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Контроллинг – это функционально обособленное направление
экономической работы на предприятии, связанное с реализацией
финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для
принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого
процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
13
- Тема 1. Введение в контроллинг
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- Тема 3. Объекты контроллинга
- Тема 4. Контроллинг маркетинга
- Тема 5. Финансовый контроллинг
- Тема 6. Контроллинг инновационных проектов
- Тема 7. Контроллинг на производстве
- Тема 8. Контроллинг в банковской системе
- Тема 9. Информационная поддержка контроллинга
- 1. Введение в контроллинг
- 1.1. Сущность контроллинга
- 1.2. Функции и задачи контроллинга
- 2. Контроллинг в системе управления
- 2.1. Стратегический контроллинг
- 2.2. Оперативный контроллинг
- 3. Объекты контроллинга
- 3.1. Затраты и их классификация
- 3.2. Центры ответственности и их классификация
- 4. Контроллинг маркетинга
- 4.1. Содержание маркетингового анализа
- 4.2. Виды контроллинга маркетинга
- 5. Финансовый контроллинг
- 5.1. Задачи и основные элементы финансового контроллинга
- 5.2. Инструменты финансового контроллинга
- 6. Контроллинг инновационных проектов
- 6.1. Проект – контроллинг
- 6.2. Анализ эффективности инновационных проектов
- 7. Контроллинг на производстве
- 7.1. Организация службы контроллинга
- 7.2. Диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия
- 7.3. Управленческий учет как основа контроллинга
- 8. Контроллинг в банковской системе
- 8.1. Особенности банковского контроллинга
- 8.2. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
- 9. Информационная поддержка контроллинга
- 9.1. Источники информации
- 9.2. Информационные потоки на предприятии в системе
- Система аудита и контроллинга персонала как фактор роста производительности труда курс, семинар, тренинг Цель
- Для кого предназначен
- В программе
- Раздаточные материалы
- Документ по окончанию
- Контрольные вопросы по дисциплине «Аудит и контроллинг персонала»
- Тест для проверки знаний
- Методические указания
- К выполнению контрольной работы по дисциплине
- "Аудит и контроллинг персонала"
- (Для студентов специальности 062100 «Управление персоналом» факультета второго высшего и дополнительного образования)
- Введение
- 1. Общие требования к контрольной работе
- 1.1. Тема контрольной работы
- 1.2. Структура контрольной работы
- 1.3. Исходные данные для контрольной работы
- 2. Содержание основных разделов контрольной работы
- 2.1. Введение
- 2.2. Теоретическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название).
- 2.3. Аналитическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название)
- 2.3.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
- 2.3.2. Анализ системы управления конкретного объекта исследования
- 2.3.3. Анализ системы управления персоналом
- 2.3.4. Анализ состояния исследуемой проблемы в организации
- 2.3.5. Возможности улучшения работы с персоналом по выбранному направлению исследования
- 2.4. Заключение
- 2.5. Литература
- 2.6. Приложения
- 3. Организация выполнения контрольной работы. Обязанности руководителя контрольной работы
- 4. Оформление контрольной работы
- 5. Подведение итогов и организация защиты контрольной работы
- Литература
- 1. Нормативные материалы
- 2. Основная литература
- 3. Дополнительная литература
- Приложения
- Типовая форма титульного листа контрольной работы
- Примерный перечень тем для выполнения контрольной работы