2.1. Стратегический контроллинг
Контроллинг – это система управления достижением целей и
неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент
разделяет предприятие на две группы: оперативные (краткосрочные) и
стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг
позволяет осуществлять постоянный контроль за достижением как
стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия.
Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных
аспекта: стратегический и оперативный.
Стратегический контроллинг координирует функции стратеги-
ческого планирования, контроля и системы стратегического
информационного обеспечения.
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости
предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной цели
развития (табл. 2.1). Для этого нужно формулировать и внедрять
стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха
(доходности). Следует различать новые и существующие потенциалы
успеха.
Если предприятие может обеспечить более эффективное, чем у
конкурентов, решение имеющихся, изменяющихся или новых проблем
клиентов, то это означает его способность генерировать новые
потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают
созданные и используемые на предприятии потенциалы.
Потенциалы успеха можно разделить также на внешние и
внутренние. Внешние __________потенциалы зависят от успешной комбинации
«продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих видов:
информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и др.
Центральным пунктом стратегического планирования является
разработка стратегий – возможных действий по достижению целей,
стоящих перед предприятием.
Установление стратегических целей начинают с анализа
информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На
этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий
играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних
факторов включает в себя направления, представленные на рис. 2.1.
18
Анализ рынка капитала
Анализ рынка сырья и
материалов
Анализ рынка сырья и анализ
конкурентов
Анализ экономико-политической
сферы
Предприятие
Анализ рынка технологий
Анализ рынка труда
Изучение экологических проблем
Изучение социально-политической
сферы
Анализ
внешней
среды
Анализ маркетинга
Анализ людских ресурсов
Анализ технических и
технологических ресурсов
Анализ проведения НИОКР
Анализ выпускаемой продукции
Анализ существующей
организационной структуры
Анализ финансового состояния
предприятия
Оценка территориального
расположения
Анализ
внутренней
среды
Рис. 2.1. Направления анализа в стратегическом контроллинге
Процесс стратегического планирования можно разбить на
следующие фазы:
− поиск и формулирование стратегической цели;
− оформление и оценка стратегии;
− принятие стратегического решения.
Стратегические цели. Это цели, которые выводятся из общих целей
(миссии) предприятия и конкретизируются как новые и существующие
(либо внутренние и внешние) потенциалы успеха. Одновременно вводятся
ограничения в виде фиксированных и независимых переменных. Эти
ограничения как экзогенного (внешнего), так и эндогенного (внутреннего)
19
характера представляют собой исходные предпосылки процесса
планирования. Сформулированные плановые цели и ограничения
определяют процесс поиска альтернативных вариантов, а также оценку их
реализуемости.
Оформление и оценка стратегии. В рамках стратегического анализа
следует зафиксировать исходную ситуацию и стратегические потенциалы.
Анализ исходной ситуации на предприятии позволяет выявить его
сильные и слабые места. Кроме того, можно установить разницу между
целью, как плановой величиной, и исходной ситуацией, как фактической
величиной в настоящий момент времени.
На этом этапе разработки стратегии следует искать и
конкретизировать возможные альтернативные решения, позволяющие
достигнуть поставленных целей. Необходимо разрабатывать по
возможности большее количество альтернативных стратегий на базе
предложений, ожиданий и прогнозов с использованием соответствующего
инструментария.
Из-за неполной количественной и качественной информации, а
также вследствие открытого (неопределенного) горизонта планирования
оценка генерируемых альтернатив в рамках стратегического
планирования сильно затруднена.
Стратегическое решение. Это последняя фаза процесса
планирования, на которой происходит осознанное установление
целенаправленных действий.
Поскольку оценка включает в себя выявление однозначных
приоритетов, то сокращается число наиболее важных выбранных
альтернатив. Как правило, стратегические решения ведут к действиям,
которые служат причиной эволюции, переструктурирования или создания
новой структуры предприятия.
Ответственность за обоснованность стратегических планов несет
стратегический контроль.
При формировании концепции стратегического контроля
необходимо учитывать и решать следующие задачи:
− формирование контролируемых величин для измерения и оценки
потенциала успеха;
− установление нормативных величин, действующих в качестве
базы для сравнения;
− определение фактических (реальных) значений контролируемых
величин;
− перепроверка реальных величин по отношению к нормативным
путем сравнения плана и факта (т. е. по статистике за прошедший период)
и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми)
20
контролируемыми величинами, характеризующими актуальный
потенциал успеха;
− фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за
отклонения;
− выявление требуемых корректирующих мероприятий для
управления отклонениями от стратегического курса.
Реализация стратегического контроля сопряжена с большим числом
проблем. Это прежде всего проблемы измерения, организационной
структуры и взаимоотношений.
Проблемы измерения связаны с неопределенным временным
горизонтом и высокой степенью абстрактности стратегического
планирования, что затрудняет действия с контролируемыми величинами.
Организационная структура предприятия, фиксирующая
взаимоотношения между подразделениями и сферами деятельности
предприятия, может способствовать расхождению краткосрочных
оперативных целей структурных единиц и долгосрочных стратегических
целей предприятия. Как правило, для структурных подразделений
приоритетными являются измерители их успеха сегодня, так как механизм
мотивации сотрудников ориентируется на достигнутые показатели.
Проблема взаимоотношений проявляется в недостаточной
готовности руководства предприятия делать общедоступным для
контроля принятые ими стратегические решения. Основная задача
стратегического контроля заключается в поддержке достижения
стратегической цели предприятия.
Процесс стратегического контроля состоит из трех фаз:
− формирования контролируемых величин;
− проведения контрольной оценки;
− принятия решения по результатам стратегического контроля.
Формирование контролируемых величин. В качестве
контролируемых величин следует рассматривать объекты контроля.
Такими объектами, а следовательно, и контролируемыми величинами
могут быть: цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха,
сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения-
сценарии, рубежи и последствия.
Проведение ____________контрольной оценки. Эта фаза стратегического контроля
может рассматриваться как собственно контроль в узком смысле. Здесь
определяются и оцениваются эффективность текущего процесса и
созданной структуры, а также правильность поставленной цели.
В частности, на этой фазе могут проводиться сравнение, анализ и оценка
отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные
отклонения.
21
Принятие решения по результатам стратегического контроля.
По последней фазе процесса стратегического контроля по данным анализа
отклонений между контролируемыми величинами генерируются и
реализуются корректирующие мероприятия. Кроме того, стимулируется
проведение самих корректировок.
Одним из основных источников информации в стратегическом
контроллинге является стратегический учет. В качестве инструментария
стратегического учета значительное распространение получил метод
стратегических балансов. Существует несколько видов и методик
составления стратегических балансов. Прежде всего, выделяют внешние и
внутренние балансы. Первые имеют целью выявление и измерение
шансов и рисков предприятия на рынке (во внешней среде). Задача
построения внутренних балансов заключается в выявлении узких мест на
предприятии путем оценки сильных и слабых сторон направлений его
деятельности.
Чаще всего используются методики построения стратегического
баланса, основанные на балльной или процентной оценке и сопоставлении
сфер деятельности предприятия. При этом устанавливаются различные
внутренние нормативы, определяющие момент наступления критического
значения узкого места. Балансы могут строиться как в форме
классической схемы баланса, так и в виде диаграммы в полярных
координатах. Зачастую при сравнении балансов производится наложение
стратегических балансов собственного предприятия и конкурентов.
- Тема 1. Введение в контроллинг
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- Тема 3. Объекты контроллинга
- Тема 4. Контроллинг маркетинга
- Тема 5. Финансовый контроллинг
- Тема 6. Контроллинг инновационных проектов
- Тема 7. Контроллинг на производстве
- Тема 8. Контроллинг в банковской системе
- Тема 9. Информационная поддержка контроллинга
- 1. Введение в контроллинг
- 1.1. Сущность контроллинга
- 1.2. Функции и задачи контроллинга
- 2. Контроллинг в системе управления
- 2.1. Стратегический контроллинг
- 2.2. Оперативный контроллинг
- 3. Объекты контроллинга
- 3.1. Затраты и их классификация
- 3.2. Центры ответственности и их классификация
- 4. Контроллинг маркетинга
- 4.1. Содержание маркетингового анализа
- 4.2. Виды контроллинга маркетинга
- 5. Финансовый контроллинг
- 5.1. Задачи и основные элементы финансового контроллинга
- 5.2. Инструменты финансового контроллинга
- 6. Контроллинг инновационных проектов
- 6.1. Проект – контроллинг
- 6.2. Анализ эффективности инновационных проектов
- 7. Контроллинг на производстве
- 7.1. Организация службы контроллинга
- 7.2. Диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия
- 7.3. Управленческий учет как основа контроллинга
- 8. Контроллинг в банковской системе
- 8.1. Особенности банковского контроллинга
- 8.2. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
- 9. Информационная поддержка контроллинга
- 9.1. Источники информации
- 9.2. Информационные потоки на предприятии в системе
- Система аудита и контроллинга персонала как фактор роста производительности труда курс, семинар, тренинг Цель
- Для кого предназначен
- В программе
- Раздаточные материалы
- Документ по окончанию
- Контрольные вопросы по дисциплине «Аудит и контроллинг персонала»
- Тест для проверки знаний
- Методические указания
- К выполнению контрольной работы по дисциплине
- "Аудит и контроллинг персонала"
- (Для студентов специальности 062100 «Управление персоналом» факультета второго высшего и дополнительного образования)
- Введение
- 1. Общие требования к контрольной работе
- 1.1. Тема контрольной работы
- 1.2. Структура контрольной работы
- 1.3. Исходные данные для контрольной работы
- 2. Содержание основных разделов контрольной работы
- 2.1. Введение
- 2.2. Теоретическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название).
- 2.3. Аналитическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название)
- 2.3.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
- 2.3.2. Анализ системы управления конкретного объекта исследования
- 2.3.3. Анализ системы управления персоналом
- 2.3.4. Анализ состояния исследуемой проблемы в организации
- 2.3.5. Возможности улучшения работы с персоналом по выбранному направлению исследования
- 2.4. Заключение
- 2.5. Литература
- 2.6. Приложения
- 3. Организация выполнения контрольной работы. Обязанности руководителя контрольной работы
- 4. Оформление контрольной работы
- 5. Подведение итогов и организация защиты контрольной работы
- Литература
- 1. Нормативные материалы
- 2. Основная литература
- 3. Дополнительная литература
- Приложения
- Типовая форма титульного листа контрольной работы
- Примерный перечень тем для выполнения контрольной работы