logo search
otvety_na_gosy_Max1

16.Организация как объект управления. Этапы жизненного цикла организации.

Организация – это объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.

Современные справочники и специализированные словари дают такое определение: «Организация– 1) внутренняя согласованность, упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. 2) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3) Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.»

Сам термин «организация» присутствует сразу в нескольких элементах схемы управления, и это отражает тот факт, что «организация» в теории управления рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, это средства управления, которые обычно разделены на три группы. Механизмы управления (координации) – это основные способы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие менеджера: власть, полномочия, структуры, правила. Вторая группа включает в себя организацию и технологию управления. Здесь категория «организация» рассматривается как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» – во втором смысле приведенной выше словарной статьи.

Во-вторых, организация как нечто, чем управляют менеджеры, используя разнообразные вариации механизмов, технологий и инструментов управления, иными словами – как объект управления, или как «объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур».

Таким образом, организация как объект управления представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Существует также целый ряд признаков, являющихся возможными, но не обязательными признаками организаций.

1. A priori заданный правовой статус. Принятие решения о государственной регистрации организации как юридического лица приводит к следующим основным результатам:

Таким образом, факт государственной регистрации накладывает целый ряд нормативных ограничений на деятельность организации. Стремясь уменьшить ограничения, хозяйствующие субъекты, как правило, создают конгломераты, состоящие из нескольких юридических и физических лиц. Отсюда говорить о неком едином правовом статусе организации не всегда возможно. Речь должна идти скорее об установлении юридически значимых отношений между конкретными физическими и юридическими лицами.

2. Наличие совокупности целей. Организация функционирует до тех пор, пока у нее есть хотя бы одна объединяющая всех членов цель. Все организационные цели выстроены в определенной системе, которую называют «древом целей».

3. Управление - сознательная координация усилий и организационной деятельности для достижения целей.

4. Коллектив, команда - особая система организационных отношений. До последнего времени наличие коллектива или даже команды работников считалось неотъемлемым свойством организации. При этом особое внимание всегда придавалось наличию и важности межличностных отношений между членами коллектива, собственно и превращающих множество индивидов в команду.

5.Технологичность. Деятельность людей в организации связана с преобразованием определенных ресурсов.

6.Организационная культура. Закрепление и объективизация определенных действий и символики, формирование на этой основе организационной структуры - специфичного для организации набора норм и моделей поведения людей, ценностей идеологии.

Обязательные требования для организации:

1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организации бывают:

- формальные;

- неформальные;

- простые;

- сложные.

Формальная организация – это организация созданная по воле руководства.

Неформальная организация – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно.

Простая организация – это организация которая имеет одну или несколько целей.

Сложная организация – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Стадии жизненного цикла

1.Становление

2. Рост

3. Зрелость

4. Упадок

Становление

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение , поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Рост

Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идёт активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Зрелость

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Упадок

Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.