31. Экономические функции государства в рыночной экономике
Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание экономических функций государства.
С учетом исторических и специфических российских условий можно выделить следующие экономические функции государства:
1) функции, связанные с обеспечением рыночного механизма хозяйствования:
создание условий для развития и упрочения рыночных отношений, рыночной инфраструктуры;
определение места государства в современных хозяйственных системах, выбор путей обеспечения интегрального взаимодействия государственных и рыночных регуляторов экономики;
2) функции, связанные с обеспечением стабильного экономического развития, экономического равновесия:
правовое обеспечение функционирования смешанной экономики, определение общих условий эффективного хозяйствования;
проведение политики макроэкономической стабилизации;
рациональное перераспределение ресурсов и доходов на федеральном и региональном уровнях;
наращивание национального интеллектуального потенциала;
обеспечение условий развития регионов страны;
обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве;
охрана окружающей среды;
управление государственной собственностью;
3) функции, связанные с решением социальных проблем: организация производства общественных товаров и услуг; обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной защиты населения.
Практическая реализация экономических функций государства зависит не только от насущной необходимости в тех или иных направлениях государственного вмешательства в экономику, но и в решающей степени от его реальных экономических возможностей, определяемых экономическим потенциалом.
Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.
Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они:
не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
базируются на силе и авторитете государственной власти;
включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и т.д.);
предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:
государственного экономического прогнозирования;
государственного экономического программирования;
бюджетно-налоговой системы;
денежно-кредитной политики;
валютной политики;
таможенной политики.
В экономических средствах переплетается использование прямых и косвенных методов.
- Характеристика современных концепций менеджмента (системный, ситуационный, количественный подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте
- Классификация и общая характеристика методов управления предприятием (экономических, организационных (организационно-распорядительных), правовых, социально-психологических)
- Управленческое решение: содержание и виды управленческих решений: Стадии и технология принятия управленческих решений
- Экономическая и социальная эффективность управления.
- 9. Мотивация как функции управления. Современная система мотивации исполнительской деятельности.
- 11. Лидерство: типы отношений лидерства, теории лидерства, современный подход к различению лидерства.
- 12. Власть как регулятор управленческой деятельности. Типология власти.
- 13. Природа конфликта. Типология конфликта. Управления конфликтами в управленческой деятельности.
- 14.Характеристика основных правовых форм организаций в экономике современной России, особенности управления в них.
- 15.Сущность терминов «видение» и «миссия» организации, их роль в управлении. Цели организации, их классификация. Дерево целей.
- 16.Организация как объект управления. Этапы жизненного цикла организации.
- 17.Основные законы организации и их использование в управлении.
- 18. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента: его отличия от оперативного управления, функции стратегического менеджмента, этапы процесса стратегического управления
- 19. Процесс разработки стратегий организации: состав функциональных стратегий; анализ внутренней и внешней среды; выбор стратегических альтернатив
- 20. Корпоративные стратегии: сущность, основные типы и принципы разработки. Стратегии стабилизации, роста, «свертывания», минимизации затрат, дифференциации, фокусирования.
- 21. Методы выбора стратегий развития организации: экспертные и матричные методы, их характеристика
- 22. Разработка и реализация стратегических планов производства и сбыта в организации
- 23. Система управления как объект исследования: понятие системы управления, исследование (анализ, диагностика) как составная часть менеджмента организации
- 24.Методы исследования системы управления (содержание и классификация)
- 25. Бизнес планирование в современной компании.
- 26. Реструктуризация системы управления предприятием: цель, задачи, методы реализации
- 1.1 Сущность, виды и формы реструктуризации
- 1.2. Этапы проведения реструктуризации системы управления
- 27. Методы исследования и проектирования функций управления.
- 28. Управление инвестициями современного предприятия: классификация инвестиций, разработка инвестиционной программы и оценка ее эффективности.
- 29. Бюджет предприятия: сущность, порядок разработки.
- Техника составления бюджета
- Бюджетирование на предприятии
- Преимущества использования бюджета
- 30. Основные положения по проектированию организационных структур управления.
- 31. Экономические функции государства в рыночной экономике
- 32. Социально-экономические цели государственной экономической политики
- 33. Бюджет государства, его формирование и роль в обеспечении экономического роста
- 34. Денежно-кредитная политика государства
- 35.Государственное воздействие на экономический рост
- 36. Антимонопольная политика государства
- 37.Основные фонды предприятия: показатели, пути эффективного использования основных фондов
- 1.Фондоотдача
- 2.Фондоемкость
- 3.Фондовооруженность
- 38. Оборотные средства предприятия: показатели, пути эффективного использования оборотных средств
- Показатели эффективности использования обс
- 39. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции, пути их снижения
- 40. Прибыль предприятия. Порядок ее формирования и использования. Факторы роста прибыли.
- 41. Сущность и показатели рентабельности производства, пути повышения рентабельности.
- Вопрос 42
- Виды планирования деятельности предприятия
- Вопрос 43
- - Микромаркетинг - Макромаркетинг- Массовый маркетинг- Целевой маркетинг- Прямой маркетинг- Международный маркетинг
- Вопрос 44
- Преимущества, приобретаемые в результате изучения конъюнктуры рынка
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- Вопрос 49
- Методы исследования рынка
- Вопрос 50
- Жизненный цикл товара