Экономическая и социальная эффективность управления.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.
Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.
В обществе на управление затрачиваются значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально подготовленной для выполнения такой сложной работы. Это положение объективно обуславливает необходимость повышать уровень рациональности использования ресурсов, всемерно сокращать затраты на них
В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.
Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.
Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
Исходя из этого, справедливо говорить об экономической и социальной эффективности управления.
Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности:внешняя и внутренняя.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.
Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.
В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями с целью выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности управления.
Критерий (греч. — средство для суждения) — это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель — это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.
Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.
Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:
вырабатываются цели оценки;
обосновываются критерии оценки;
определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
вырабатываются требования к критериям оценки;
выбираются методы расчета критериев;
проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.
Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями.
Показатель эффективности управления:
ЭУ = П / ЗУ,
- где П – прибыль организации;
- ЗУ – затраты на управление.
Коэффициент численности управленческих работников:
КЧ = ЧУ / Ч,
- где ЧУ – численность работников управления;
- Ч - численность работников организации.
Коэффициент затрат на управление:
КЗ = ЗУ / З,
- где З - общие затраты на управление.
Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции:
КЗП = ЗУ / К,
- где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.
Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.
Коэффициент эффективности совершенствования управления:
КЭ = Эг / Зу,
где Эг — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
- Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления.
Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:
Эг = С - Зу * ЕН,
где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
- ЕН - отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):
КЭ = ЭО / ЗУ,
где ЭО — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления;
- ЗУ — общие затраты на совершенствование управления.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности.
Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и закреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда.
Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда; на этапе оптимизации - с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.
Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).
В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.
- Характеристика современных концепций менеджмента (системный, ситуационный, количественный подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте
- Классификация и общая характеристика методов управления предприятием (экономических, организационных (организационно-распорядительных), правовых, социально-психологических)
- Управленческое решение: содержание и виды управленческих решений: Стадии и технология принятия управленческих решений
- Экономическая и социальная эффективность управления.
- 9. Мотивация как функции управления. Современная система мотивации исполнительской деятельности.
- 11. Лидерство: типы отношений лидерства, теории лидерства, современный подход к различению лидерства.
- 12. Власть как регулятор управленческой деятельности. Типология власти.
- 13. Природа конфликта. Типология конфликта. Управления конфликтами в управленческой деятельности.
- 14.Характеристика основных правовых форм организаций в экономике современной России, особенности управления в них.
- 15.Сущность терминов «видение» и «миссия» организации, их роль в управлении. Цели организации, их классификация. Дерево целей.
- 16.Организация как объект управления. Этапы жизненного цикла организации.
- 17.Основные законы организации и их использование в управлении.
- 18. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента: его отличия от оперативного управления, функции стратегического менеджмента, этапы процесса стратегического управления
- 19. Процесс разработки стратегий организации: состав функциональных стратегий; анализ внутренней и внешней среды; выбор стратегических альтернатив
- 20. Корпоративные стратегии: сущность, основные типы и принципы разработки. Стратегии стабилизации, роста, «свертывания», минимизации затрат, дифференциации, фокусирования.
- 21. Методы выбора стратегий развития организации: экспертные и матричные методы, их характеристика
- 22. Разработка и реализация стратегических планов производства и сбыта в организации
- 23. Система управления как объект исследования: понятие системы управления, исследование (анализ, диагностика) как составная часть менеджмента организации
- 24.Методы исследования системы управления (содержание и классификация)
- 25. Бизнес планирование в современной компании.
- 26. Реструктуризация системы управления предприятием: цель, задачи, методы реализации
- 1.1 Сущность, виды и формы реструктуризации
- 1.2. Этапы проведения реструктуризации системы управления
- 27. Методы исследования и проектирования функций управления.
- 28. Управление инвестициями современного предприятия: классификация инвестиций, разработка инвестиционной программы и оценка ее эффективности.
- 29. Бюджет предприятия: сущность, порядок разработки.
- Техника составления бюджета
- Бюджетирование на предприятии
- Преимущества использования бюджета
- 30. Основные положения по проектированию организационных структур управления.
- 31. Экономические функции государства в рыночной экономике
- 32. Социально-экономические цели государственной экономической политики
- 33. Бюджет государства, его формирование и роль в обеспечении экономического роста
- 34. Денежно-кредитная политика государства
- 35.Государственное воздействие на экономический рост
- 36. Антимонопольная политика государства
- 37.Основные фонды предприятия: показатели, пути эффективного использования основных фондов
- 1.Фондоотдача
- 2.Фондоемкость
- 3.Фондовооруженность
- 38. Оборотные средства предприятия: показатели, пути эффективного использования оборотных средств
- Показатели эффективности использования обс
- 39. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции, пути их снижения
- 40. Прибыль предприятия. Порядок ее формирования и использования. Факторы роста прибыли.
- 41. Сущность и показатели рентабельности производства, пути повышения рентабельности.
- Вопрос 42
- Виды планирования деятельности предприятия
- Вопрос 43
- - Микромаркетинг - Макромаркетинг- Массовый маркетинг- Целевой маркетинг- Прямой маркетинг- Международный маркетинг
- Вопрос 44
- Преимущества, приобретаемые в результате изучения конъюнктуры рынка
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- Вопрос 49
- Методы исследования рынка
- Вопрос 50
- Жизненный цикл товара