34. Денежно-кредитная политика государства
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:
установление обязательной нормы резервирования;
регулирование официальной учетной ставки;
операции на открытом рынке;
административные меры.
1.Политика обязательных резервов
В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.
2.Рефинансирование коммерческих банков
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
3.Операции на открытом рынке Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.
4. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен. Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
- Характеристика современных концепций менеджмента (системный, ситуационный, количественный подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте
- Классификация и общая характеристика методов управления предприятием (экономических, организационных (организационно-распорядительных), правовых, социально-психологических)
- Управленческое решение: содержание и виды управленческих решений: Стадии и технология принятия управленческих решений
- Экономическая и социальная эффективность управления.
- 9. Мотивация как функции управления. Современная система мотивации исполнительской деятельности.
- 11. Лидерство: типы отношений лидерства, теории лидерства, современный подход к различению лидерства.
- 12. Власть как регулятор управленческой деятельности. Типология власти.
- 13. Природа конфликта. Типология конфликта. Управления конфликтами в управленческой деятельности.
- 14.Характеристика основных правовых форм организаций в экономике современной России, особенности управления в них.
- 15.Сущность терминов «видение» и «миссия» организации, их роль в управлении. Цели организации, их классификация. Дерево целей.
- 16.Организация как объект управления. Этапы жизненного цикла организации.
- 17.Основные законы организации и их использование в управлении.
- 18. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента: его отличия от оперативного управления, функции стратегического менеджмента, этапы процесса стратегического управления
- 19. Процесс разработки стратегий организации: состав функциональных стратегий; анализ внутренней и внешней среды; выбор стратегических альтернатив
- 20. Корпоративные стратегии: сущность, основные типы и принципы разработки. Стратегии стабилизации, роста, «свертывания», минимизации затрат, дифференциации, фокусирования.
- 21. Методы выбора стратегий развития организации: экспертные и матричные методы, их характеристика
- 22. Разработка и реализация стратегических планов производства и сбыта в организации
- 23. Система управления как объект исследования: понятие системы управления, исследование (анализ, диагностика) как составная часть менеджмента организации
- 24.Методы исследования системы управления (содержание и классификация)
- 25. Бизнес планирование в современной компании.
- 26. Реструктуризация системы управления предприятием: цель, задачи, методы реализации
- 1.1 Сущность, виды и формы реструктуризации
- 1.2. Этапы проведения реструктуризации системы управления
- 27. Методы исследования и проектирования функций управления.
- 28. Управление инвестициями современного предприятия: классификация инвестиций, разработка инвестиционной программы и оценка ее эффективности.
- 29. Бюджет предприятия: сущность, порядок разработки.
- Техника составления бюджета
- Бюджетирование на предприятии
- Преимущества использования бюджета
- 30. Основные положения по проектированию организационных структур управления.
- 31. Экономические функции государства в рыночной экономике
- 32. Социально-экономические цели государственной экономической политики
- 33. Бюджет государства, его формирование и роль в обеспечении экономического роста
- 34. Денежно-кредитная политика государства
- 35.Государственное воздействие на экономический рост
- 36. Антимонопольная политика государства
- 37.Основные фонды предприятия: показатели, пути эффективного использования основных фондов
- 1.Фондоотдача
- 2.Фондоемкость
- 3.Фондовооруженность
- 38. Оборотные средства предприятия: показатели, пути эффективного использования оборотных средств
- Показатели эффективности использования обс
- 39. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции, пути их снижения
- 40. Прибыль предприятия. Порядок ее формирования и использования. Факторы роста прибыли.
- 41. Сущность и показатели рентабельности производства, пути повышения рентабельности.
- Вопрос 42
- Виды планирования деятельности предприятия
- Вопрос 43
- - Микромаркетинг - Макромаркетинг- Массовый маркетинг- Целевой маркетинг- Прямой маркетинг- Международный маркетинг
- Вопрос 44
- Преимущества, приобретаемые в результате изучения конъюнктуры рынка
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- Вопрос 49
- Методы исследования рынка
- Вопрос 50
- Жизненный цикл товара