32. Социально-экономические цели государственной экономической политики
Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий.
Меры по улучшению уровня жизни, которые принимает государство, проводятся в рамках социально-экономической политики. Проблема в том, насколько полно государство использует свои ресурсы на создания благоприятной социальной обстановки, с какой степени перераспределение доходов происходит в интересах всего общества и отдельных групп общества. Социально-экономическая политика призвана повышать конкурентоспособность страны, в том числе и за счет улучшение человеческого капитала.
Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
В течение последних десятилетий возрастает социальная ориентация экономики всех стран, так как человеческий фактор в современных условиях больше, чем в прошлом, определяет конкурентоспособность стран в мировом хозяйстве. Ярким примером служит увеличение расходов на развитие образования и здравоохранения. Повышение уровня и качества жизни – важнейшее направление экономических реформ. Улучшение уровня жизни населения является не только результатом экономического роста, но и его условием, так как в сфере производства требуются не только новая техника и технологии, но и квалифицированные работники, интеллектуальные и профессиональные качества которых должны улучшаться.
Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
- достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;
- обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;
- обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;
- развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.
Для стран с социально ориентированной рыночной экономикой характерно выдвижение на первый план социальных целей государственной экономической политики.
К самым распространенным социальным целям государственной экономической политики относят экономическую свободу и экономическую справедливость. Экономическая свобода понимается как свобода выбора форм и видов экономической, предпринимательской деятельности, распределения и использования собственных средств, приобретения и продажи объектов собственности, поведения на рынке, участия в профсоюзах и забастовках. Государство способно проводить линию на ограничение экономической свободы отдельных субъектов хозяйственной деятельности даже в условиях рыночной экономики. Так что, говоря об экономической свободе как цели государственной экономической политики, следует иметь в виду не безраздельную свободу, граничащую с анархией, а тот уровень свободы, который необходим для обеспечения эффективного функционирования хозяйственной системы и достижения посредством этого собственно экономических целей государственной политики.
Весьма привлекательно выглядит такая цель, как экономическая справедливость, понимаемая с позиций честного, добросовестного отношения ко всем людям в стране, учета их интересов и возможностей, создания им адекватных, в пределе' равных условий, прав, возможностей проявить себя в жизни. Вообще-то "справедливость" есть не экономическое, а морально-этическое понятие. У каждого человека существует свое представление о справедливости, диктуемое чаще всего собственными интересами, личной выгодой. В сознании людей, прошедших сквозь горнило советской системы, укоренилось представление о справедливости как о равенстве экономических благ, которого следует добиваться посредством государственной уравнительной политики, проводимой посредством выравнивания доходов. Между тем справедливым следует считать выравнивание потенциальных возможностей получения доходов, в пределах которого каждый достигает того, на что он оказался способным. Надо различать равенство возможностей и равенство результатов. Более определенной, предметной целью государственной экономической политики следует считать социальную защищенность, трактуемую как защиту государством граждан от неизбежных экономических рисков, объективно наступающей невозможности обеспечить себя минимумом благ, необходимых для существования. Государство призвано защищать своих граждан от безработицы, помогать престарелым и немощным, инвалидам, многодетным семьям, смягчать тяжелые последствия несчастных случаев. Об этой функции государства говорилось в главе, посвященной социальной сфере экономики.
Самой универсальной целью государства следует считать содействие достижению высокого уровня, росту социально-экономической эффективности в масштабе хозяйства страны. Социально-экономическая эффективность понимается как величина социально-экономического эффекта, результата, получаемого в расчете на единицу затрачиваемых ресурсов. В конечном счете именно социально-экономическая эффективность, результативность функционирования хозяйства страны, рациональное, экономически выгодное использование всех составляющих ее ресурсного потенциала характеризуют возможность достижения комплекса социальных целей государственной экономической политики.
Еще одна глобальная цель государственной экономической политики известна под названием "общеэкономическое равновесие". Под общеэкономическим равновесием понимается так называемый магический четырехугольник, включающий стабильность цен, высокий уровень занятости, соразмерный экономический рост, сбалансированность внешнеторговых операций. В Германии, например, достижение и поддержание заданного уровня общеэкономического равновесия законодательно закреплено принятым в 1967 году "Законом по содействию стабилизации и экономическому росту", называемым также "Основным законом экономической политики государства".
Стабильность уровня цен означает ограничение показателя инфляции четким верхним пределом. В экономически развитых странах задачей экономической политики считается недопущение роста цен на величину, превышающую 1% в год. В действительности удается сдерживать рост в пределах, не превышающих несколько процентов в год. Имеется в виду, естественно, общий уровень цен, совокупная цена, тогда как цены на отдельные виды товаров способны изменяться в гораздо большей степени. Вдобавок надлежит понимать, что рост цен при повышении качества товаров не есть инфляция. Так что государственная политика ориентирует на "разумную" стабильность цен.
Цель достижения высокого уровня трудовой занятости ассоциируется прежде всего с низким показателем безработицы, не выходящим за пределы нескольких процентов. Принято считать, что уровень безработицы в пределах от 3 до 7% надо рассматривать как нормальный, обусловленный естественной текучестью рабочей силы, неизбежной "фрикционной" безработицей. Удержание безработицы в пределах до 5-6% представляет собой целевую установку государственной экономической политики большинства стран.
Экономический рост, как уже отмечалось, измеряется ежегодным темпом роста или прироста валового национального (валового внутреннего) продукта в целом и на душу населения страны. Экономический рост означает увеличение количества производимых товаров, обусловленный этим рост их предложения и доходов населения, а в силу этого и увеличение потребления. Чем больше экономический пирог, испекаемый в стране, тем больше шансов у каждого гражданина получить больший кусок от этого пирога. Поэтому обеспечение экономического роста относится к числу важнейших задач государственной экономической политики. Согласно современным воззрениям экономический рост, измеряемый стабильным приростом валового внутреннего продукта величиной 3-4% в год, считается успехом экономической политики государства.
Цель обеспечения сбалансированности внешнеторговых операций страны можно полагать достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса, то есть при наличии чистого экспорта товаров и услуг, составляющем от одного до нескольких процентов валового национального (внутреннего) продукта. Понятно, что не все страны способны реализовать эту цель государственной экономической политики.
При формировании комплекса (системы) целей приходится иметь в виду их взаимосвязь и взаимодействие. Отдельные цели и характеризующие их показатели могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими. Поэтому неизбежны целевые компромиссы. Кроме того, при всей важности перечисленных целей они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики. Вполне возможны и другие цели, целевые задачи, не попавшие в поле зрения, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых ею проблем, точкой зрения правительства.
- Характеристика современных концепций менеджмента (системный, ситуационный, количественный подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте
- Классификация и общая характеристика методов управления предприятием (экономических, организационных (организационно-распорядительных), правовых, социально-психологических)
- Управленческое решение: содержание и виды управленческих решений: Стадии и технология принятия управленческих решений
- Экономическая и социальная эффективность управления.
- 9. Мотивация как функции управления. Современная система мотивации исполнительской деятельности.
- 11. Лидерство: типы отношений лидерства, теории лидерства, современный подход к различению лидерства.
- 12. Власть как регулятор управленческой деятельности. Типология власти.
- 13. Природа конфликта. Типология конфликта. Управления конфликтами в управленческой деятельности.
- 14.Характеристика основных правовых форм организаций в экономике современной России, особенности управления в них.
- 15.Сущность терминов «видение» и «миссия» организации, их роль в управлении. Цели организации, их классификация. Дерево целей.
- 16.Организация как объект управления. Этапы жизненного цикла организации.
- 17.Основные законы организации и их использование в управлении.
- 18. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента: его отличия от оперативного управления, функции стратегического менеджмента, этапы процесса стратегического управления
- 19. Процесс разработки стратегий организации: состав функциональных стратегий; анализ внутренней и внешней среды; выбор стратегических альтернатив
- 20. Корпоративные стратегии: сущность, основные типы и принципы разработки. Стратегии стабилизации, роста, «свертывания», минимизации затрат, дифференциации, фокусирования.
- 21. Методы выбора стратегий развития организации: экспертные и матричные методы, их характеристика
- 22. Разработка и реализация стратегических планов производства и сбыта в организации
- 23. Система управления как объект исследования: понятие системы управления, исследование (анализ, диагностика) как составная часть менеджмента организации
- 24.Методы исследования системы управления (содержание и классификация)
- 25. Бизнес планирование в современной компании.
- 26. Реструктуризация системы управления предприятием: цель, задачи, методы реализации
- 1.1 Сущность, виды и формы реструктуризации
- 1.2. Этапы проведения реструктуризации системы управления
- 27. Методы исследования и проектирования функций управления.
- 28. Управление инвестициями современного предприятия: классификация инвестиций, разработка инвестиционной программы и оценка ее эффективности.
- 29. Бюджет предприятия: сущность, порядок разработки.
- Техника составления бюджета
- Бюджетирование на предприятии
- Преимущества использования бюджета
- 30. Основные положения по проектированию организационных структур управления.
- 31. Экономические функции государства в рыночной экономике
- 32. Социально-экономические цели государственной экономической политики
- 33. Бюджет государства, его формирование и роль в обеспечении экономического роста
- 34. Денежно-кредитная политика государства
- 35.Государственное воздействие на экономический рост
- 36. Антимонопольная политика государства
- 37.Основные фонды предприятия: показатели, пути эффективного использования основных фондов
- 1.Фондоотдача
- 2.Фондоемкость
- 3.Фондовооруженность
- 38. Оборотные средства предприятия: показатели, пути эффективного использования оборотных средств
- Показатели эффективности использования обс
- 39. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции, пути их снижения
- 40. Прибыль предприятия. Порядок ее формирования и использования. Факторы роста прибыли.
- 41. Сущность и показатели рентабельности производства, пути повышения рентабельности.
- Вопрос 42
- Виды планирования деятельности предприятия
- Вопрос 43
- - Микромаркетинг - Макромаркетинг- Массовый маркетинг- Целевой маркетинг- Прямой маркетинг- Международный маркетинг
- Вопрос 44
- Преимущества, приобретаемые в результате изучения конъюнктуры рынка
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- Вопрос 49
- Методы исследования рынка
- Вопрос 50
- Жизненный цикл товара