logo
otvety_na_gosy_Max1

Классификация и общая характеристика методов управления предприятием (экономических, организационных (организационно-распорядительных), правовых, социально-психологических)

Управление - вид подчинительной связи, при которой трудовое поведение работников приводится в соответствие с поставленными целями путем воздействия на интересы участников производственного процесса с учетом объективных требований экономических законов. Управление - это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установлен-ного результата, согласования и корректировки действий исполни-телей.

Функции управления - это виды деятельности, обладающие единством цели, характера выполняемых работ и операций и направленных на определенную часть управляемого объекта. Функции представляют собой внутреннюю содержательную основу процесса управления.

Основные функции управления производством определяют методы, с помощью которых эти функции реализуются. В зависи-мости от способа воздействия на управляемую систему, выделяют-ся административно-распорядительные, экономические, социаль-но-психологические и правовые методы управления.

В основе административно-распорядительных методов лежат безвозмездные отношения субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.

В основе экономических методов лежат экономические интере-сы различных уровней производства, необходимость соизмерения затрат с полученными результатами. Их использование предпола-гает, что отношения между отдельными элементами экономической системы, между управляющими и управляемыми звеньями троятся на хозрасчетных принципах, на возмездных началах.

Социально-психологических методов управления предполагают активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива.

Административные (организационно-административные или организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных: 1) через административные приказы; 2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.

Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение или на возможности принуждения и подробно описывающие операции получения необходимого результата.

Сущность социально-психологических методов: с помощью воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать действенный механизм работы.

Значение методов: воздействуют на потребности и интересы индивида и группы, их иерархию, активизируют исполнительскую, творческую деятельность или общение.

Социально-психологические методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей.

Разновидности социально-психологических методов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) «заражение»; 4) демонстрация примеров поведения.