Сущность и содержание анализа иерархий
Метод анализа иерархий (МАИ) является системной процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть любой проблемы.
Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решение (ЛПР), по парным сравнениям.
В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно.
Метод анализа иерархии включает процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности факторов (критериев, характеристик, свойств и др.) и нахождения альтернативных решений. Полученные таким образом значения являются оценками в шкале отношений и соответствуют так называемым жестким оценкам.
Решение проблемы есть процесс поэтапного установления приоритетов и включает:
определение и выделение проблемы (что вы хотите знать?);
декомпозицию проблемы в иерархию;
построение матриц парных сравнений;
вычисление приоритетов, наибольшего собственного значения матриц суждений, индекса согласованности и отношения согласованности;
вычисление глобальных приоритетов.
Определение и выделение проблемы
Результат оценки альтернативы, а следовательно, принятия решения, сильно зависит от начального этапа определения цели проблемы, выделения ее из среды. При определении и выделении проблемы необходимо руководствоваться следующими принципами:
изучить состояние данной проблемы;
определить общую цель — какую задачу вы стараетесь решить? Цели должны отражать предположения относительно причины возникновения проблемы в системе, а не просто ее проявление (например, низкий уровень морали служащих - причина низкой производительности. Низкая производительность не проблема, а ее проявление);
выделить проблему из среды, установить внутренние и внешние факторы, которые влияют на решение проблемы;
определить альтернативы решения проблемы;
установить, на кого будет влиять ваше определение проблемы;
выяснить, как определяют проблему те, на кого будет влиять определение проблемы, — можете ли вы предоставить им возможность участвовать в построении иерархии?
определите, нет ли других определений проблемы, более жизнеспособных, чем ваше;
рассмотрите выделенную проблему как часть нескольких проблем любой общей цели.
Декомпозиция проблемы в иерархию
Иерархия возникает, когда системы, которые функционируют как целое на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы.
Иерархия считается полной, если каждый элемент заданного уровня функционирует как фактор (критерий) для всех элементов нижестоящего уровня (рис. 7.6).
После определения (выделения) проблемы ее декомпозируют в иерархию.
Для этого:
¨ разрабатывают структуру проблемы и усовершенствуют ее, чтобы "приспособить" к проблеме;
¨ проводят "мозговой штурм" (экспертную оценку) любого возможного аспекта проблемы. Здесь определяют перечень всех факторов (критериев), располагая их в положительном или отрицательном направлении, в виде иерархии, группируя факторы в сравнимых классах;
¨ обосновывают важность каждого элемента уровня относительно примыкающего сверху уровня;
¨ для каждого уровня формулируют письменные вопросы, на которые надо ответить.
На практике встречаются два общих типа доминантных иерархий проблем [7.10].
Иерархия прямого процесса. Она проецирует существующее состояние проблемы на наиболее вероятное или логическое будущее (или на следствие).
Иерархия обратного процесса. Она определяет средства достижения цели, чтобы помочь достижению желаемого будущего (или следствия).
Построение матриц парных сравнений
После иерархического воспроизведения проблемы возникает вопрос: как установить приоритеты факторов (критериев) и оценить каждую из альтернатив по факторам (критериям), выявив самую важную их них.
В МАИ факторы (критерии, элементы) сравниваются попарно по отношению к их воздействию ("весу" или "интенсивности") на общую для них характеристику.
Результаты парных сравнений представляются в виде квадратной матрицы. Квадратная матрица имеет равное число строк и столбцов и представляется в виде
Очевидно, что эта матрица имеет свойства обратной симметричности, т.е.
аij =1/aij,
где индексы i и j относятся к строке и столбцу соответственно.
Квадратная матрица имеет также такие характеристики, как собственные векторы и собственные значения.
Раскроем сущность парных сравнений. Пусть А1, А2, А3, ..., Ап — множество из п элементов матрицы и 1, 2, 3, ..., п — соответственно их веса, или интенсивности.
С использованием МАИ сравним вес, или интенсивность, каждого элемента с весом, или интенсивностью, любого другого элемента множества по отношению к общему для них свойству или цели. Сравнение весов можно представить следующим образом.
Для проведения субъективных парных сравнений разработана шкала, описанная в табл. 7.16.
Таблица 7.16.
Шкала относительной важности
Интенсивность относительной важности | Определение | Объяснение |
1 | Равная важность | Равный вклад двух видов деятельности в цель |
3 | Умеренное превосходство одного над другим | Опыт и суждения дают легкое превосходство одного вида деятельности над другим |
5 | Существенное или сильное превосходство | Опыт и суждения дают сильное превосходство одного вида деятелы юсти над другим |
7 | Значительное превосходство | Очевидное превосходство одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно |
2, 4, 6, 8 | Промежуточное решение между двумя соседними суждениями | Применяются в компромиссном случае |
Обратные величины приведенных выше чисел | Если при сравнении одного вида деятельности с другим получено одно из вышеуказанных чисел (например, 3), то при сравнении второго вида деятельности с первым получим обратную величину (т.е. 1/3) |
|
Относительная важность любого элемента, сравниваемого с самим собой, равна 1; поэтому диагональ матрицы (элементы от левого верхнего угла до нижнего правого) содержит только единицы.
Если w1, w2, w3, ..., wп неизвестны заранее, то попарные сравнения элементов производятся с использованием субъективных суждений, численно оцениваемых по шкале (табл. 7.16), а затем решается проблема нахождения компонента.
Когда проблемы представлены иерархически, матрица составляется для сравнения относительной важности критериев на втором уровне, по отношению к общей цели на первом уровне. Подобные матрицы должны быть построены для парных сравнений каждой альтернативы на третьем уровне, по отношению к факторам (критериям) второго уровня.
Матрицы попарных сравнений для уровня 2 и 3 показаны в табл. 7.17 и табл. 7.18 (ограничимся четырьмя элементами).
Таблица 7.17.
Матрица попарных сравнений для уровня 2
-
A1
A2
A3
A4
A1
A2
A3
A4
Таблица 7.18.
Матрица попарных сравнений для уровня 3
A1 | К | L | М | A2 | К | L | М |
K |
|
|
| К |
|
|
|
L |
|
|
| L |
|
|
|
М |
|
|
| М |
|
|
|
А3 | K | L | М | A4 | K | L | М |
К |
|
|
| K |
|
|
|
L |
|
|
| L |
|
|
|
М |
|
|
| М |
|
|
|
При сравнении элементов К и L задают вопросы:
какой из них важнее или имеет большее воздействие?
какой из них более вероятен?
какой из них предпочтительнее?
Отметим, что клетки этих матриц не заполнены, они оставлены для оценок или суждений об относительной важности сравниваемых отдельных предметов, по отношению к цели, или критерию (фактору). Если существует шкала сравнений, т.е. имеется некоторый способ измерения, то данные могут использоваться для проведения сравнений, иначе клетки заполняются оценками, полученными в результате субъективных, но продуманных суждений индивидуума или группы, решающей проблему.
Синтез приоритетов
Из группы матриц парных сравнений формируется набор локальных приоритетов, которые выражают относительное влияние множества элементов на элемент примыкающего сверху уровня.
Порядок формирования локальных приоритетов следующий.
Вычисляем собственные вектора:
Таким образом, компонента собственно вектора первой строки равна
компонента собственного вектора третьей строки равна
После того как компоненты собственного вектора получены для всех п строк, их возможно использовать для дальнейших вычислений:
Когда матрица имеет такой вид, получается, что в действительности х1, х2, х3 и x4 есть не что иное, как w1, w2, w3, ..., wп соответственно. Из отношений i/j определим каждую компоненту . Важно отметить, что в матрице суждений нет отношений в виде wi/wj, а имеются только целые числа или их обратные величины из шкалы.
Синтез глобальных приоритетов
Приоритеты синтезируются, начиная со второго уровня вниз. Порядок синтеза состоит в следующем. Локальные приоритеты перемножаются на приоритеты соответствующего фактора (критерия) на вышестоящем уровне и суммируются по каждому элементу в соответствии с факторами (критериями), на которые воздействует этот элемент.
Глобальные приоритеты позволяют путем сравнения принять решение.
Для выполнения условий согласованности в матрицах попарных сравнений используются обратные величины aij = 1/аij вместо традиционно используемых при построении интервальных шкал величин aij = - аij.
Индекс согласованности (ИС) может быть получен следующим образом. Сначала суммируется каждый столбец суждений, затем сумма первого столбца умножается на величину первой компоненты нормализованного вектора приоритетов, сумма второго столбца умножается на величину первой компоненты нормализованного вектора приоритетов, сумма второго столбца — на вторую компоненту и т.д. Затем полученные числа суммируются. Таким образом можно получить величину, обозначаемую max. Для индекса согласованности имеем:
ИС = (max - n)/(n - 1),
где п — число сравниваемых элементов.
Для обратносимметричной матрицы всегда тах п. В табл. 7.19 даны средние согласованности для матриц разного порядка.
Таблица 7.19.
- А. С. Малин, в. И. Мухин исследование систем управления
- Введение
- Часть 1. Анализ и синтез систем управления
- Концептуальные основы исследования систем управления
- Понятия, определяющие структуру системы
- Понятие системы
- Элемент системы
- Связь, взаимодействие и структура системы
- Понятие внешней среды
- Понятия, определяющие функционирование системы
- Состояние системы
- Входы и выходы системы
- Функционирование (движение) системы
- 1.3 Характеристика процессов системы
- Понятие процессов системы
- Формы входных и выходных процессов
- Функции обратной связи
- Функция ограничения системы
- 1.4 Классификация систем
- Признаки классификации и классы систем
- Классификация систем
- Характеристика различных классов систем
- 1.5 Система управления
- Понятие системы управления
- Цель системы управления
- Закон управления системой
- Эффективность управления системой
- Вопросы для повторения
- Литература
- 2.Методологические основы исследования систем управления
- Системный подход как общеметодологический принцип исследования систем управления
- Понятие и основные черты системного подхода
- Сущность системного подхода
- 2.2 Анализ систем управления
- Понятие, цели и задачи анализа
- Решение задач анализа систем управления
- 2.3 Синтез систем управления
- Понятие, цели и задачи синтеза
- Решение задач синтеза систем управления
- 2.4 Принципы анализа и синтеза систем управления
- Принцип физичности и его постулаты
- Принцип моделируемости и его постулаты
- Принцип целенаправленности и его постулаты
- 2.5 Виды анализа и синтеза систем управления
- Структурный анализ и синтез систем управления
- Функциональный анализ и синтез систем управления
- Параметрический анализ и синтез систем управления
- 2.6 Уровни исследования и структура показателей систем управления
- Уровни исследования систем управления
- Структура показателей систем управления
- Оценка информативности показателей анализируемой системы управления
- Вопросы для повторения
- Литература
- 3.Особенности анализа и синтеза различных систем управления
- 3.1 Особенности анализа и синтеза технических систем управления
- Особенности технических систем управления
- Специфика анализа и синтеза технических систем управления
- Основы синтеза новой технической системы управления
- 3.2 Особенности анализа и синтеза эргатических систем управления
- Особенности эргатических (человеко-машинных) систем управления
- Специфика анализа и синтеза эргатических систем управления
- Типовые противоречия в процессе создания новых эргатических систем управления
- Типовые противоречия, разрешаемые в процессе создания новых эсу
- Содержание нововведений в зависимости от глубины реорганизации эсу
- 3.3 Особенности анализа и синтеза организационных систем управлениия
- Особенности организационных систем управления
- Методология анализа и синтеза организационных систем управления
- Специфика анализа и синтеза организационных систем управления
- Основные черты организационного управления
- Основные требования к организационному управлению
- Вопросы для повторения
- Литература
- 4. Системный анализ и синтез проблемы
- 4.1 Обшая характеристика проблемы как системы
- Понятие проблемы и проблемной ситуации
- Классификация проблем
- Представление проблемы как системы
- Этапы решения проблемы
- 4.2 Исходная постановка (формулирование) проблемы
- Цель постановки проблемы
- Этапы постановки проблемы
- 4.3 Формирование целей и условия решения проблемы
- Условия формирования целей
- Выявление и систематизация подцелей
- Последовательная декомпозиция целей
- Установление условий решения проблемы
- 4.4 Структуризация проблемы и систематизация путей достижения целей
- Основные понятия и этапы структуризации проблемы
- Уточнение структуры системы
- Критический анализ функционирования системы управления
- Систематизация путей достижения целей, оценка их значимости
- 4.5 Выявление и выбор альтернатив решения проблемы
- Этапы выделения альтернатив решения проблемы
- Выбор альтернатив
- 4.6. Принятие решения и выбор оптимальных решений
- Выявление и выбор вариантов решения проблемы (подпроблемы)
- Выбор оптимальных решений
- Вопросы для повторения
- Литература
- 5.1 Исследования и их роль в совершенствовании систем управления
- Понятие, категории и формы организации исследований
- Методы, средства и уровни научного исследования
- 5.2 Методы эмпирического исследования
- Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Эксперимент
- 5.3 Методы эмпирического и теоретического исследования
- Абстрагирование
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Моделирование и использование приборов
- Исторический и логический методы научного познания
- 5.4 Методы теоретического исследования
- Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация
- Формализация
- Аксиоматический метод
- 5.5 Основные формы научного исследования
- Проблема
- Идея, принцип, закон
- Гипотеза, предположение, математическая гипотеза
- Классификация моделей
- 5.6 Фактологическое обеспечение исследования
- Философские аспекты фактологического обеспечения исследования
- Понятие факта
- Сбор и анализ фактов
- Особенности использования фактов в исследовании систем управления
- Вопросы для повторения
- Литература
- Специфические методы исследования систем управления
- 6.1 Методы появления системной идеи
- Сущность идеи
- Первый цикл проявления идеи
- Второй цикл проявления идеи
- 6.2 Эвристические методы исследования систем управления
- Методы активизации технологии творчества
- Ассоциативные методы
- Метод "мозгового штурма"
- Метод синектики
- 6.3 Формализованные методы исследования систем управления
- Параметрический метод
- Морфологический метод и его модификации
- Комбинаторный метод
- Методы логического поиска
- Метод "букета проблем"
- Методы поиска новых технических решений
- 6.4 Статистические методы анализа систем управления Сущность и область применения
- Регрессионный анализ
- Корреляционный анализ
- Дисперсионный анализ
- Ковариационный анализ
- Метод временных рядов
- Метод главных компонентов
- Факторный анализ
- 6.5 Детерминированные методы анализа систем управления
- Сущность и область применения
- Инфлюентный анализ
- 6.6 Cинтез систем управления методами оптимизации
- Синтез систем управления методами безусловной оптимизации
- Синтез систем управления с помощью многокритериальной оптимизации
- 6.7 Синтез систем управления методами математического программирования
- Сущность и содержание математического программирования
- Общая характеристика методов математического программирования
- Методы решения задач линейного программирования
- Методы решения задач нелинейного программирования
- Методы решения задач дискретного (целочисленного) программирования
- Методы динамического программирования
- Методы стохастического программирования
- 6.8 Анализ и синтез систем управления с помощью математических теорий
- Теория принятия решений
- Теория массового обслуживания
- Теория эффективности
- Теория игр
- Вопросы для повторения
- Литература
- 7. Экспертные оценки решения проблем
- 7.1 Сущность и содержание метода экспертных оценок
- Сущность метода экспертных оценок
- Подготовка экспертизы
- Проведение опроса экспертов
- Виды и типы вопросов
- 7.2 Методы обработки информации, получаемой от экспертов
- Сущность экспертного ранжирования
- Метод непосредственной оценки
- Перевод оценок в ранги
- Оценка факторов
- Метод последовательных сравнений
- Метод парных сравнений
- Матрица предпочтений для ранжирования с помощью парного сравнения
- Матрица р: доля случаев, когда фактор I предпочтительнее фактора j
- 7.3 Метод Дельфи
- Классический метод экспертных оценок Дельфи
- Метод структуризации принятия решений
- Показатели оценки элементов "дерева решений" на уровне подпроблем
- Экспертные оценки целенаправленности тем научных исследований
- 7.4 Метод анализа иерархий
- Сущность и содержание анализа иерархий
- Средние согласованности матриц
- Пример применения метода анализа иерархий
- Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2, решение и согласованность
- Покупка дома: матрицы попарных сравнений для уровня 3, решение и согласованность
- Покупка дома: матрица глобальных приоритетов
- Вопросы для повторения
- Литература
- Часть 2 186
- Исследование систем управления
- 144003, Г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.