Особенности использования фактов в исследовании систем управления
При исследовании систем управления факт используется как один из о новных видов информации. Вместе с тем необходимо отметить, что факты являются константой в неживой природе, соответственно - в естественных науках. Между тем социальный эксперимент по конкретным исследованиям экономики и управления в разные времена, в разных странах дает часто не только разные, но и прямо противоположные результаты: возможные в одной социально-экономической системе, они оказываются невозможными в другой.
Таким образом, при исследовании систем управления существует ряд обенностей в использовании фактов: факты используются как база, но с учетом особенностей сложности системы и субъективного фактора.
Так на примере социального эксперимента можно сказать, что никакой социальный эксперимент не дает еще теории в готовом виде, а служит лишь основой теоретического обобщения, истолкования, документирования теоретических выводов, принципов и заключений, а также, в известных пределах, специфическим критерием их содержательности, истинности и достоверности.
Исследователю необходимо четко представлять, что характер собираемых фактов зависит прежде всего от области деятельности, определения проблемы, а также целей исследования. Факты при исследовании системы управления должны позволять изучать процессы управления, отношения в системе управления, причины и взаимосвязи, а также обращать особое внимание на потенциальные возможности и пути их использования при функционировании системы управления.
Таким образом, особенности использования фактов при исследовании систем управления обусловлены сложностью систем и наличием субъективного фактора, что осложняет процесс сбора и анализа фактов. Это еще раз подтверждает необходимость знания общенаучных основ, в частности, использования фактов, для проведения эффективного исследования.
Резюме
Исследование - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности, и в частности в практике управления.
Исходя из логики движения знания и характера организации познания в научном исследовании можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также методы исследования, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. На эмпирическом уровне идет процесс накопления фактов путем наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента и первичной систематизации знаний.
Методы эмпирического и теоретического исследования включают: абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию; моделирование и использование приборов, исторический и логический методы научного познания.
Абстрагирование — метод познания, основанный на мыслительном выделении существа, свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; абстракция — результат процесса абстрагирования.
Анализ — это метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составляющие его части.
Синтез — это метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Дедукция — выведение: вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
Индукция — умозаключение, идущее от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Модели — это такие аналоги оригиналов, сходство которых с этими оригиналами существенно, а различие — несущественно для решения конкретной познавательной задачи.
Исторический метод — метод исследования истории человечества.
Логический метод — это метод воспроизведения в мышлении сложного развивавшегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории.
еоретическим методам исследования относятся: восхождение от абстракт-к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод. Форма '°ижения мысли, которую называют восхождением от абстрактного к конкрет-му является определяющей, доминирующей по отношению к восхождению от конкретного к абстрактному. Получение конкретных мысленно конструированных идеальных объектов (точка, линия, абсолютно черное тело и т.д.) называется идеализацией, формализация — совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей.
Аксиоматический метод — один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором выбирается некоторое множество принимаемых без доказательств предположений определенной теории (аксиом). Аксиома — положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной утвержденности, исходное положение теории.
5. К основным формам научного исследования относятся: проблема, идея, принцип, закон, теория, гипотеза и предположение, математическая гипотеза, модель.
Научная проблема — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объединении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Идея — форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Постигая действительность, идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира.
Принцип — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принцип есть центральное понятие, состояние системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Закон — необходимое, устойчивое, существенное, неповторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
Теория — система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности и сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу.
Гипотеза — это форма осмысления фактического материала, форма перехода от фактов к законам.
Предположение — мысленная реальность, направленная на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого.
6. Методология научного исследования и ее роль в совершенствовании систем управления
Математическая гипотеза приводит к выражениям, совпадающим или расхода щимся с опытом, и соответственно этому применяется дальше или отбрасыа ется.
Модель — условный образ исследуемой системы, который отображает свой ства системы управления, взаимосвязи между ее элементами, структурные ц функциональные параметры системы.
7. Научный факт — это элемент знаний, который выделяется по своей функциональной роли в пределах каждой системы научного знания: совокупные, систематизированные характеристики деятельности системы управления; совокупные, систематизированные характеристики сознания сотрудников управленческого труда — мнения, оценки, суждения и т.п.; совокупные, обобщенные характеристики продуктов деятельности человека в системе управления; в качестве факта могут рассматриваться отдельные события, случаи, результаты взаимодействия и т.п.
Yandex.RTB R-A-252273-3- А. С. Малин, в. И. Мухин исследование систем управления
- Введение
- Часть 1. Анализ и синтез систем управления
- Концептуальные основы исследования систем управления
- Понятия, определяющие структуру системы
- Понятие системы
- Элемент системы
- Связь, взаимодействие и структура системы
- Понятие внешней среды
- Понятия, определяющие функционирование системы
- Состояние системы
- Входы и выходы системы
- Функционирование (движение) системы
- 1.3 Характеристика процессов системы
- Понятие процессов системы
- Формы входных и выходных процессов
- Функции обратной связи
- Функция ограничения системы
- 1.4 Классификация систем
- Признаки классификации и классы систем
- Классификация систем
- Характеристика различных классов систем
- 1.5 Система управления
- Понятие системы управления
- Цель системы управления
- Закон управления системой
- Эффективность управления системой
- Вопросы для повторения
- Литература
- 2.Методологические основы исследования систем управления
- Системный подход как общеметодологический принцип исследования систем управления
- Понятие и основные черты системного подхода
- Сущность системного подхода
- 2.2 Анализ систем управления
- Понятие, цели и задачи анализа
- Решение задач анализа систем управления
- 2.3 Синтез систем управления
- Понятие, цели и задачи синтеза
- Решение задач синтеза систем управления
- 2.4 Принципы анализа и синтеза систем управления
- Принцип физичности и его постулаты
- Принцип моделируемости и его постулаты
- Принцип целенаправленности и его постулаты
- 2.5 Виды анализа и синтеза систем управления
- Структурный анализ и синтез систем управления
- Функциональный анализ и синтез систем управления
- Параметрический анализ и синтез систем управления
- 2.6 Уровни исследования и структура показателей систем управления
- Уровни исследования систем управления
- Структура показателей систем управления
- Оценка информативности показателей анализируемой системы управления
- Вопросы для повторения
- Литература
- 3.Особенности анализа и синтеза различных систем управления
- 3.1 Особенности анализа и синтеза технических систем управления
- Особенности технических систем управления
- Специфика анализа и синтеза технических систем управления
- Основы синтеза новой технической системы управления
- 3.2 Особенности анализа и синтеза эргатических систем управления
- Особенности эргатических (человеко-машинных) систем управления
- Специфика анализа и синтеза эргатических систем управления
- Типовые противоречия в процессе создания новых эргатических систем управления
- Типовые противоречия, разрешаемые в процессе создания новых эсу
- Содержание нововведений в зависимости от глубины реорганизации эсу
- 3.3 Особенности анализа и синтеза организационных систем управлениия
- Особенности организационных систем управления
- Методология анализа и синтеза организационных систем управления
- Специфика анализа и синтеза организационных систем управления
- Основные черты организационного управления
- Основные требования к организационному управлению
- Вопросы для повторения
- Литература
- 4. Системный анализ и синтез проблемы
- 4.1 Обшая характеристика проблемы как системы
- Понятие проблемы и проблемной ситуации
- Классификация проблем
- Представление проблемы как системы
- Этапы решения проблемы
- 4.2 Исходная постановка (формулирование) проблемы
- Цель постановки проблемы
- Этапы постановки проблемы
- 4.3 Формирование целей и условия решения проблемы
- Условия формирования целей
- Выявление и систематизация подцелей
- Последовательная декомпозиция целей
- Установление условий решения проблемы
- 4.4 Структуризация проблемы и систематизация путей достижения целей
- Основные понятия и этапы структуризации проблемы
- Уточнение структуры системы
- Критический анализ функционирования системы управления
- Систематизация путей достижения целей, оценка их значимости
- 4.5 Выявление и выбор альтернатив решения проблемы
- Этапы выделения альтернатив решения проблемы
- Выбор альтернатив
- 4.6. Принятие решения и выбор оптимальных решений
- Выявление и выбор вариантов решения проблемы (подпроблемы)
- Выбор оптимальных решений
- Вопросы для повторения
- Литература
- 5.1 Исследования и их роль в совершенствовании систем управления
- Понятие, категории и формы организации исследований
- Методы, средства и уровни научного исследования
- 5.2 Методы эмпирического исследования
- Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Эксперимент
- 5.3 Методы эмпирического и теоретического исследования
- Абстрагирование
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Моделирование и использование приборов
- Исторический и логический методы научного познания
- 5.4 Методы теоретического исследования
- Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация
- Формализация
- Аксиоматический метод
- 5.5 Основные формы научного исследования
- Проблема
- Идея, принцип, закон
- Гипотеза, предположение, математическая гипотеза
- Классификация моделей
- 5.6 Фактологическое обеспечение исследования
- Философские аспекты фактологического обеспечения исследования
- Понятие факта
- Сбор и анализ фактов
- Особенности использования фактов в исследовании систем управления
- Вопросы для повторения
- Литература
- Специфические методы исследования систем управления
- 6.1 Методы появления системной идеи
- Сущность идеи
- Первый цикл проявления идеи
- Второй цикл проявления идеи
- 6.2 Эвристические методы исследования систем управления
- Методы активизации технологии творчества
- Ассоциативные методы
- Метод "мозгового штурма"
- Метод синектики
- 6.3 Формализованные методы исследования систем управления
- Параметрический метод
- Морфологический метод и его модификации
- Комбинаторный метод
- Методы логического поиска
- Метод "букета проблем"
- Методы поиска новых технических решений
- 6.4 Статистические методы анализа систем управления Сущность и область применения
- Регрессионный анализ
- Корреляционный анализ
- Дисперсионный анализ
- Ковариационный анализ
- Метод временных рядов
- Метод главных компонентов
- Факторный анализ
- 6.5 Детерминированные методы анализа систем управления
- Сущность и область применения
- Инфлюентный анализ
- 6.6 Cинтез систем управления методами оптимизации
- Синтез систем управления методами безусловной оптимизации
- Синтез систем управления с помощью многокритериальной оптимизации
- 6.7 Синтез систем управления методами математического программирования
- Сущность и содержание математического программирования
- Общая характеристика методов математического программирования
- Методы решения задач линейного программирования
- Методы решения задач нелинейного программирования
- Методы решения задач дискретного (целочисленного) программирования
- Методы динамического программирования
- Методы стохастического программирования
- 6.8 Анализ и синтез систем управления с помощью математических теорий
- Теория принятия решений
- Теория массового обслуживания
- Теория эффективности
- Теория игр
- Вопросы для повторения
- Литература
- 7. Экспертные оценки решения проблем
- 7.1 Сущность и содержание метода экспертных оценок
- Сущность метода экспертных оценок
- Подготовка экспертизы
- Проведение опроса экспертов
- Виды и типы вопросов
- 7.2 Методы обработки информации, получаемой от экспертов
- Сущность экспертного ранжирования
- Метод непосредственной оценки
- Перевод оценок в ранги
- Оценка факторов
- Метод последовательных сравнений
- Метод парных сравнений
- Матрица предпочтений для ранжирования с помощью парного сравнения
- Матрица р: доля случаев, когда фактор I предпочтительнее фактора j
- 7.3 Метод Дельфи
- Классический метод экспертных оценок Дельфи
- Метод структуризации принятия решений
- Показатели оценки элементов "дерева решений" на уровне подпроблем
- Экспертные оценки целенаправленности тем научных исследований
- 7.4 Метод анализа иерархий
- Сущность и содержание анализа иерархий
- Средние согласованности матриц
- Пример применения метода анализа иерархий
- Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2, решение и согласованность
- Покупка дома: матрицы попарных сравнений для уровня 3, решение и согласованность
- Покупка дома: матрица глобальных приоритетов
- Вопросы для повторения
- Литература
- Часть 2 186
- Исследование систем управления
- 144003, Г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.