logo search
Otvety_na_GOSy_1_chast

14 Понятие и классификация управленческих решений.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

-- выработку и постановку цели;

-- изучение проблемы на основе получаемой информации;

-- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

-- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

-- конкретизацию решения для его исполнителей.

Для разработки и принятия адекватного управленческого решения эта работа должна строиться на основе научной классификации управленческих решений.

В настоящее время используется типология управленческих решений, основанная на разнообразных классификационных признаках:

1. сфера деятельности (классификации выделяют экономические, организационные, технические, коммуникативные и т.п. управленческие решения.)

2. сроки действия (оперативные, тактические, стратегические)

3. цели (различают коммерческие и некоммерческие управленческие решения.)

4. вид лица принимающего решение ;(коллективными или индивидуальными (личными))

5. уникальность управленческого решения (позволяет говорить о рутинных (нетворческих) и уникальных (творческих) решениях. В деятельности любой организации встречаются как часто повторяющиеся, стандартные ситуации, так и новые нестандартные проблемы)

6. полнота исходной информации (предполагает разделение управленческих решений на решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности.)

7. степень обоснованности решения (управленческие решения могут быть интуитивными, основанными на суждении и рациональными. В свою очередь управленческие решения, основанные на суждении, в зависимости от характера людей, принимающих решение, подразделяют на уравновешенные, импульсивные, инертные (безыинициативные?) и рискованные.)

8. ранг управления (подразделяются на решения высшего, среднего и нижнего уровней. В современных организациях наибольшее количество решений принимается на среднем уровне. Зачастую и решения высшего уровня подготавливаются и разрабатываются на среднем уровне управления.)

9. масштабность решения (подразделяют на комплексные – предназначенные для решения многофакторных проблем, имеющих сложную внутреннюю структуру, и частные, которые применяются в решении частных вопросов деятельности организации.)

10. объект воздействия решения (внешние и внутренние решения)

11. метод формализации (могут иметь вид текстового документа, графической или математической модели.) (Формализм -направление в основании математики)

12. форма отражения (Наиболее распространенны следующие формы: план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба. Форма отражения имеет большое значение в сложных организационных системах, имеющих как вертикальные, так и горизонтальные управленческие связи.)

13. способ передачи (различают вербальные, письменные и электронные управленческие решения.)