logo
Otvety_na_GOSy_1_chast

50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.

Кредитно-денежная политика – это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы.

Основные цели и задачи денежно-кредитной политики:

Обеспечение устойчивости национальной валюты Рост реального объема ВНП

Обеспечение полной занятости

Стабильность цен

Устойчивый платежный баланс

Выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением

Инструменты денежно-кредитной политики:

Операции на открытом рынке - покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Цб регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, ЦБ тем саамы увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, ЦБ сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов – метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается ЦБ в процентах от величины депозитов. В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение. Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Кроме обязательного резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряют доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Изменение учетной ставки – это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у ЦБ.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается обхъем заимствования у ЦБ, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.

Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

Политика дешевых денег в основном присуща эк.кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает и ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.

Российский банковский сектор проходит через один из самых сложных периодов в новейшей истории своего развития. Под воздействием углубляющегося глобального кризиса в конце 2008 года возникла серьезная угроза устойчивости российской финансово-кредитной системы.

Правительство Российской Федерации и Банк России приняли ряд оперативных масштабных мер, направленных на укрепление устойчивости банковского сектора, прежде всего поддержку его ликвидности. Для укрепления капитальной базы введен новый инструмент предоставления ликвидности – беззалоговые кредиты Банка России; значительные средства размещали в банках федеральный бюджет и государственные корпорации. Крупнейшим банкам за счет государства были предоставлены субординированные кредиты. Активную роль в процессах предупреждения банкротства и финансового оздоровления проблемных банков с формированием соответствующей законодательной базы совместно с Банком России сыграло Агентство по страхованию вкладов.

Указанные меры, а также антикризисные усилия самих кредитных организаций позволили преодолеть наиболее острую фазу кризиса. Банковский сектор продолжил осуществлять свои основные функции и обеспечивать бесперебойное осуществление расчетов в экономике, в том числе с бюджетами всех уровней. Удалось сохранить доверие вкладчиков к банкам: уже в декабре 2008 года – январе 2009 года отток вкладов населения был компенсирован.

В более жестких условиях кризиса рельефно проявились риски, прежде всего кредитные, накопленные банками в период масштабного роста

экономики и банковского бизнеса на фоне благоприятной экономической конъюнктуры в предшествующие годы. Неустойчивость глобальной экономики наглядно продемонстрировала необходимость разработки более сбалансированной модели развития, оптимально сочетающей цели поддержания экономического роста и сохранения финансовой устойчивости банковского сектора.

Кризис также продемонстрировал актуальность задачи существенного усиления внимания банков и надзорных органов к содержательной оценке характера и уровня рисков, прежде всего кредитных, рыночных рисков и рисков ликвидности, в том числе с использованием методов стресс-тестирования. Важным уроком для банковского сообщества является также необходимость ответственного управления кредитными организациями, реализации взвешенных стратегий развития банковского бизнеса.

Кризис поставил серьезные вопросы по совершенствованию подходов к регулированию банковских рисков, капитала и ликвидности.