1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил.
Рассматривая организацию, мы можем выделить несколько элементов, отличающие организации друг от друга : цель, структура, технология, финансы, управление, персонал.
Цель это — то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом — для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
Структура Следующий важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация, — ее структура. Под структурой организации понимается -- наличие отдельных частей и соотношения между ними, сочетания в одном целом, взаимодействия между ними.
Технология Технология — это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. В истории можно выделить несколько уровней технологичности, которые проходило производство. Первый уровень — дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное. Второй уровень был связан с внедрением стандартизации и механизации.
Финансы это -- все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности. Принято выделять три основные функции финансов:
1. распределительную;
2. стимулирующую;
3. контрольную.
Важным параметром эффективности деятельности предприятия и условием успешного развития бизнеса является материально-финансовая сбалансированность. Деятельность по управлению финансами фирмы — финансовыйменеджмент — направлена на разработку и реализацию эффективных программ использования финансовых средств в рамках достижения целей деятельности фирмы. Можно выделить цели финансового менеджмента, дополняющие цели организации в целом:
1. максимизация прибыли;
2. достижение устойчивой нормы прибыли в плановый период;
3. увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
4. повышение курсовой стоимости акций и т. д.
Управление Управление - означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
Персонал это -- совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:
-- особенности индивидуального поведения;
-- особенности группового поведения;
-- особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.
Особенности индивидуального поведения определяются многими параметрами, среди которых:
1. индивидуальные способности, склонности и одаренность — предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
2. специфика мотивации — специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
3. индивидуальные ценности — общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
4. демографические — половые и возрастные особенности;
5. национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:
1. особенности корпоративной культуры — ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
2. феномены групповой динамики — этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:
1. субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
2. членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
3. функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения (микро среда).
Макро среда – PEST (полит., эк., соц- ые., технологич-ие факторы).
Микро среда - это (поставщики, клиенты, конкуренты, партнёры, посредники, средство масовой информ., контактная аудитория).
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внешняя среда это – (производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учёт).
- 1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 2 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации.
- 3 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 4Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 5Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- Ситуационный подход к управлению
- 6Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 1. Прогнозирование.
- 7Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 8Содержание мотивации как общей функции менеджмента.
- 9 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- 10 Сущность и классификация мотивационных теорий
- Теория Маслоу.
- Теория МакКлэлланда.
- Теория Герцберга.
- 11 Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- 12Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- 13 Понятие и содержание методов менеджмента
- 14 Понятие и классификация управленческих решений.
- 15 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- 16 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- 17 Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- 18 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Фyнкции opгaнизaциoннoй кyльтypы:
- 19 Управление процессом адаптации человека и организации.
- 20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом:
- 21 Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- 1. Различие или пересечение интересов членов организации.
- 2. Различие в ценностных ориентациях.
- 22 Понятие и содержание власти. Источники власти в организации. Существует две системы организационной власти по Эммирсону:
- 23 Понятие и характеристика основных стилей управления.
- 24Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- 25 Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- 26 Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
- Оперативная стратегия
- 27 Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
- 28 Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- 29 Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Краткая характеристика основных элементов деловой среды:
- 30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка её конкурентных позиций.
- 37. Конкуренция: понятия, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Виды конкуренции:
- Антимонопольное законодательство.
- 31. Этапы и основные направления современной экономической теории Направления в экономической теории:
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- 34 Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- 35. Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- Функции рынка:
- Классификация структуры рынка:
- 36. Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и её виды.
- В основе этого закона лежит 4 принципа:
- 1. Здравый смысл.
- Равновесие на рынке товара означает:
- Выделяют 4 вида эластичности:
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- 42Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (спс).
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- 46Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 1.Ухудш-ся эк-кое полож-е:
- Антиинфляционная политика.
- Два пути:
- Меры регулирования:
- 50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.