41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
Институты - ограничения, структурирующие человеческие взаимоотношения и создаваемые самими людьми. Среди них можно выделить формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (нормы поведения, условности, внутренние принципы), а также механизмы, позволяющие контролировать их соблюдение. В сов-ти они задают систему стимулов, действующих в об-ве и, следовательно, в эк-ке. Институты и уровень технологического развития опред трансакционные и трансформационные издержки, из к-ых складываются издержки произ-ва. Принципиальную связь, существующую м/д институтами, трансакционными издержками и неоклассической теорией, в 1960 году выявил Рональд Коуз. Эф-ые рынки неоклассической теории могут существовать лишь тогда, когда трансакции для эк-их агентов бесплатны. Только при усл, что взаимодействие м/д ними протекает без каких бы то ни было издержек, они будут достигать решений, максимизирующих сов-ый доход независимо от институциональных усл. Когда трансакции требуют издержек, приходится принимать в расчет институты. Но трансакции всегда требуют издержек. Уоллис и Норт показали, что в 1970 году на долю трансакционного сектора эк-ки приходилось 45% ВНП США. В реальном мире эф-ые рынки формируются в тех случаях, когда конкуренция сильна настолько, что благодаря рыночному арбитражу и эф-ым механизмам обратной связи происходит приближение к «условиям Коуза», т.е. к нулевым трансакционным издержкам, так что участники рынка могут получить прибыль в размере, определяемом согласно неоклассической теории.
Однако информационные и институциональные условия, необходимые для создания таких эффективных рынков, весьма жестки. Участники рынка не только должны иметь определенную цель, но и знать, как правильно ее достичь. Каким же образом они могут открыть правильный способ достижения цели? Если исходить из принципа рациональности как регулирующего инструмента, ответ таков: даже если первоначально участники рынка будут следовать ошибочным моделям, механизмы обратной связи и агенты, специализирующиеся на рыночном арбитраже, заставят их внести коррективы в эти модели, «наказывая» тех, кто ошибался, и подведут оставшихся игроков к верным моделям.
Эк-ие рынки, близкие к эф-ым, встречаются крайне редко. Пол-их рынков такого типа вообще не существует. Причина очевидна. Трансакционные издержки - издержки, необходимые для спецификации предмета сделки и контроля за выполнением ее условий. На эк-их рынках специфицируются (измеряются) ценностные хар-ки товаров и услуг (т.е. либо их физ атрибуты, либо прикрепленные к ним права соб-ти), а также хар-ки поведения самих агентов. Правда, измерение часто оказывается дорогостоящим, но здесь на помощь приходят те или иные стандартные критерии: у физ предметов есть объективные св-ва (размер, вес, цвет и т. д.), тогда как права соб-ти опред в однозначных юр терминах. Конкуренция также играет исключительно важную роль, удешевляя контроль за соблюдением контрактов. Судебная система обеспечивает их выполнение в принудительном порядке. Тем не менее эк-ие рынки в большинстве своем были и остаются несовершенными, а трансакционные издержки - высокими.
Институциональная эволюция эк-ки зав-т от взаимодействия м/д институтами и орг-ми. Если институты - правила игры, то орг-ии и предприниматели, к-ые их создают, - игроки.
Орг-ии состоят из групп индивидуумов, объединившихся для достижения опред целей. Бывают орг-ии пол-ие (пол-ие партии, парламент, муниципалитет, различные регулирующие органы), эк-ие (фирмы, профсоюзы, семейные хоз-ва, кооперативы), общественные (церкви, клубы, спортивные об-ва), образовательные (школы, университеты, центры профессионального обучения).
Появление тех или иных орг-ий обусловлено институциональной матрицей. Так, если институциональная система поощряет бандитизм, возникает организованная преступность; если же поощряется произ-во, то возникают производственные орг-ии (фирмы).
Изменения в экономике - всеохватный, постоянно нарастающий процесс, следствие каждодневного выбора, осуществляемого как отдельными людьми, так и предпринимателями в орг-ях. Большинство этих решений рутинны, но встречаются и такие, к-ые вызывают изменения уже заключенных «контрактов» м/д отдельными лицами и/или орг-ми. Порой изменение этих контрактов можно произвести в рамках существующих прав соб-ти и пол-их правил; но иногда новые контрактные формы требуют изменения самих правил. Точно так же постепенно изменяются и исчезают неформальные нормы поведения, регулирующие обмен. В обоих случаях трансформируются институты.
Люди изменяют формы эк-го или пол-го обмена, поск-ку надеются тем самым улучшить свое положение. Источник этих надежд может лежать вне данной эк-ки: н-р, изменение цены или кач-ва рыночного продукта в одной стране может изменить представления о возможностях получения прибыли среди предпринимателей другой страны. Но основной и самый долгосрочный источник перемен - знания, приобретаемые отдельными лицами или предпринимателями, создающими орг-ии.
Скорость эк-их изменений зав-т от интенсивности процесса познания, а их направленность - от ожидаемых выгод, связанных с приобретением тех или иных знаний. Эти ожидания обусловлены ментальными моделями, сложившимися в сознании участников рынка.
Функционирование эк-ки определяется стимулами к поиску знания, к-ые воплощены в мировоззренческих комплексах, выражающих себя в институтах. И какой бы смысл мы ни вкладывали в понятие «функционирование эк-ки», история ясно свидетельствует: в большинстве об-в прошлого и настоящего оно было весьма далеким от совершенства. Люди - методом проб и ошибок - учились, как заставить эк-ку работать лучше. Однако мало того, что для приобретения этого знания потребовалось десять тысячелетий (со времени первой эк-ой революции), - оно до сих пор не освоено почти половиной нас-ия земного шара. Более того, радикальный подъем эк-ки, даже если узко понимать под этим лишь повышение матер благосостояния, произошел относительно недавно, в течение неск-ких предыдущих столетий, и вплоть до последних десятилетий этот феномен был характерен лишь для малой части мира. Объяснить, от чего зав-т в истории скорость и направление эк-их изменений, - задача чрезвычайно трудная.
Функционирование эк-ки опред сочетанием неск-ких факторов: формальных правил, неформальных норм, а также механизмов контроля за соблюдением договоров. Если формальные правила можно заменить в течение одной ночи, то изменение неформальных норм обычно требует длительного времени. Поск-ку же именно эти нормы обеспечивают «легитимность» всей сов-ти правил, то революционные изменения всегда оказываются далеко не столь революционны, как о том мечтают их инициаторы: эк-ка не желает двигаться по предначертанному пути. Формальные правила, заимствованные из другой эк-ки, функционируют совершенно иначе, чем в исходных условиях, и причина этого - в различии неформальных норм и механизмов контроля. Это, в частности, означает, что перенос формальных пол-их и эк-их правил, свойственных процветающим рыночным эк-кам Запада, в страны третьего мира и Вост Европы не обеспечивает оживления эк-ки в этих странах. Приватизация не явл панацеей от эк-ой отсталости.
- 1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 2 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации.
- 3 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 4Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 5Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- Ситуационный подход к управлению
- 6Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 1. Прогнозирование.
- 7Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 8Содержание мотивации как общей функции менеджмента.
- 9 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- 10 Сущность и классификация мотивационных теорий
- Теория Маслоу.
- Теория МакКлэлланда.
- Теория Герцберга.
- 11 Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- 12Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- 13 Понятие и содержание методов менеджмента
- 14 Понятие и классификация управленческих решений.
- 15 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- 16 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- 17 Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- 18 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Фyнкции opгaнизaциoннoй кyльтypы:
- 19 Управление процессом адаптации человека и организации.
- 20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом:
- 21 Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- 1. Различие или пересечение интересов членов организации.
- 2. Различие в ценностных ориентациях.
- 22 Понятие и содержание власти. Источники власти в организации. Существует две системы организационной власти по Эммирсону:
- 23 Понятие и характеристика основных стилей управления.
- 24Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- 25 Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- 26 Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
- Оперативная стратегия
- 27 Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
- 28 Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- 29 Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Краткая характеристика основных элементов деловой среды:
- 30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка её конкурентных позиций.
- 37. Конкуренция: понятия, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Виды конкуренции:
- Антимонопольное законодательство.
- 31. Этапы и основные направления современной экономической теории Направления в экономической теории:
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- 34 Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- 35. Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- Функции рынка:
- Классификация структуры рынка:
- 36. Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и её виды.
- В основе этого закона лежит 4 принципа:
- 1. Здравый смысл.
- Равновесие на рынке товара означает:
- Выделяют 4 вида эластичности:
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- 42Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (спс).
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- 46Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 1.Ухудш-ся эк-кое полож-е:
- Антиинфляционная политика.
- Два пути:
- Меры регулирования:
- 50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.