40Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются издержками производства.
Существует два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. Экономисты, выделяют ''неявные'' затраты – та выгода, кот. предприниматель теряет занявшись этой, а не альтернативной деят-тью.
Постоянные издержки (Fixed costs) не зависят от изменения выпуска объема продукции и существует даже в том случае, когда фирма ничего не производит. Постоянные издержки могут быть разделены на : стартовые (та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации) и остаточные(та часть постоянных издержек, которое продолжает нести предприятие, несмотря на то что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены).
Переменные издержки ( Variable costs ) VC – это те издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции. Переменными издержками предприниматель может управлять путем изменения объемов производства.
1. Пропорциональные переменные издержки – их относительное изменение равно относительному изменению объема производства
2. Дегрессивные переменные издержки – если относительный рост переменных издержек меньше, чем относительное увеличение объема производства.
3. Прогрессивные переменные издержки – если относительное увеличение переменных издержек больше, чем объем производства.
Под валовыми издержками предприятия ( Total costs) ТС понимается сумма его постоянных и переменных издержек.
Для предпринимателя важной является информация о том, каковы не просто его издержки, а издержки по выпуску единицы продукции, т.е. средние издержки. Средние издержки АТС – это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции:
АТС= ТС/ Q(объем пр-ва);
АFC=FC/Q- постоянные издержки;
AVC=VC/Q- переменные издержки
Средние переменные издержки, как видно в нача ле падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти. Практически это означает, что при малом объеме производства процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим, т.к. оборудование окажется недогруженным, разделение труда – неглубоким, технологические процессы меннее совершенными. По мере расширения производства его эффективность будет расти и переменные издержки на единицу продукции будут снижаться. Но применение все большего количества переменных ресурсов приведет в конце концов к тому, что в действие вступит в закон убывающей отдачи. С этого момента использование ресурсов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать обем производства на меньшую величину.
Под издержками фирмы понимаем сов-ть всех расходов, к-ые несёт предприниматель в целях достижения намеченного объёма произ-ва. Издержки производителя в денежном выражении, складывающиеся из затрат, связанных непосредственно с произ-вом и затрат, связанных с реализацией формируют себест-ть товара.
Классификация издержек. Предложение товаров или услуг на рынке ограничено затратами их произ-ва. Независимо от взаимозаменяемости и разнообразия сочетания ф-ров произ-ва ст-ть их использования для изготовления продукта или создания услуги представляет издержки произ-ва. Особенностью издержек произ-ва явл их измерение на основе ст-ти наилучшей упущенной возможности использования р-сов. Все издержки произ-ва представляют собой альтернативные издержки, или издержки выбора.
Альтернативные издержки - затраты на произ-во товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же р-сов в др целях.
С точки зрения эк-ки, все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные издержки.
Явные издержки – альтернативные издержки, к-ые принимают форму денежных платежей поставщикам ф-ров произ-ва и промежуточных изделий, т.е. платежи фирмы за р-сы, к-ые ей не принадлежат. Они должны обеспечивать владельцу р-са доход для того, чтобы отвлечь этот ресурс от использования в альтернативных производствах. Явные издержки отражаются полностью в бух учёте фирмы. Поэтому они ещё называются бух издержками. В число явных издержек входит зарплата рабочих, жалование мен-ров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и др поставщикам фин услуг, гонорары за юр консультации, оплата транспортных расходов, амортизация оборудования, затраты на сырье и материалы и т.д.
Неявные издержки - альтернативные издержки использования р-сов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплачиваемые ею издержки. Неявные издержки могут быть представлены как: а) денежные платежи, к-ые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей р-сов; сюда относятся и «издержки упущенных возможностей» (недополученная прибыль); б) нормальная прибыль как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деят-ти.
Эк-ие издержки = явные издержки + неявные издежки
Все эк-ие издержки могут быть разделены на две большие группы: пост и переменные.
Пост издержки – эк-ие издержки, к-ые зависят от объёма произ-ва. Они не зависят от кол-ва выпущенной прод-ии, и пр-ие будет их нести даже в том случае, если вообще ничего не будет производить.
Переменные издержки – эк-ие издержки, к-ые зависят от объёма произ-ва, т.е. изменяются с изменением объёма произ-ва.
Они увеличиваются по мере роста кол-ва выпускаемой прод-ии. Какие издержки относятся к пост, а какие – к переменным. Это зависит от того временного интервала, в к-ом они рассматриваются.
Издержки могут быть показаны в форме валовых, ср и предельных.
Валовые издержки – сумма пост и переменных издержек. Они увеличиваются по мере роста кол-ва выпускаемой прод-ии. Количественно они равны произведению цены ф-ра произ-ва на кол-во единиц данного ф-ра произ-ва, требуемого для произ-ва данного кол-ва товара.
Валовые издержки (ТС) = пост издержки (FC) + переменные издержки (VC)
Валовые издержки = Цена ф-ра произ-ва * Кол-во применённого ф-ра произ-ва
Ср издержки - издержки в расчёте на единицу произведённого товара.
Ср издержки = валовые издержки / кол-во произведенного товара
Они явл критерием оптимального размера пр-ий: объём выпуска прод-ии оптимален для минимизации ср издержек. Рост объёма произ-ва вызывает вначале снижение ср издержек: а) пост издержки уменьшаются в расчёте на изделие, поск-ку их сумма независима от объёма выпуска прод-ии; б) переменные издержки на стадии возрастающей отдачи будут уменьшаться, т.к. доп затраты в этом виде до определённого рубежа на каждую единицу сокращаются. После вступления в силу закона убывающей отдачи начнётся возрастание доп затрат переменных р-сов и ср издержки начнут повышаться.
Т.к. валовые издержки состоят из пост и переменных, то и ср издержки могут быть как пост, так и переменными:
Ср пост издержки = пост издержки / кол-во произведенного товара
Ср переменные издержки = переменные издержки / кол-во произведенного товара
Ср издержки = Ср постоянные издержки + Ср переменные издержки
Предельные издержки – прирост издержек при увеличении произ-тва товара на одну единицу.
Предельные издержки = прирост валовых издержек / прирост кол-ва произведенного товара
Фирмы, опираясь на данные о предельных издержках, принимают решения о продолжении или прекращении расходов, а следовательно, изменении объёма произ-ва.
Для исследования эк-их процессов используется понятие трансакционные издержки. Обычно, определяя содержание трансакционных издержек, выделяют их виды: издержки поиска инф-ии, измерения, издержки ведения переговоров и заключение соглашения, защиты и спецификации прав соб-ти, оппортунистического поведения. При исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой реальной хоз-ой системе, так же как в любой системе существуют неопределённость и оппортунистическое поведение эк-их агентов. Трансакционные издержки неинвариантны по отношению к эф-ти окончательного размещения р-сов, если круг участников обмена не совпадает с кругом затронутых обменом эк-их агентов, чьи эк-ие интересы должны быть учтены. Данное обстоятельство требует особо тщательной интерпретации рез-тов оценки величины трансакционных издержек.
С точки зрения поступления ср-в издержки делятся на внеш и внутр. Внеш издержки - денеж затраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии "со стороны", т.е. поставщиков, не входящих в состав пр-ия. Внутр издержки - неоплаченные издержки соб-ый и самостоятельно используемый ресурс.
Существует неск-ко трактовок понятия прибыль. Н-р, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную ст-ть. Совр эк-ая мысль рассматривает прибыль как доход от использования ф-ров произ-ва, т.е. труда, земли и капитала.
На пр-ии прибыль образуется в рез-те реализации прод-ии. Ее величина опред разницей м/д доходом, полученным от реализации прод-ии, и издержками на ее произ-во и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зав-т, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на прод-ию, а с др - от того, наск-ко уровень издержек произ-ва соответ общественно-необходимым затратам.
Вместе с тем прибыль на пр-ии зав-т не только от реализации прод-ии, но и от др видов деят-ти, к-ые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации прод-ии (выручка от реализации прод-ии без косвенных налогов минус затраты на произ-во и реализацию прод-ии) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деят-ти др пр-ий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на произ-во, не давшее прод-ии, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)
Кроме того, выделяется валовая прибыль, к-ая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом фин рез-та от операций с осн фондами, нематериальными активами и иным имуществом.
Т.о., балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле: Пб = + Пр + Пи + Пв.о., где Пр – прибыль (убыток) от реализации прод-ии, выполнения работ и оказания услуг, Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества пр-ия, Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, осн элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации прод-ии, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации прод-ии зав-т от внутр и внеш ф-ров. К внутр ф-рам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность рук-ва и мен-ров, конкурентоспособность прод-ии, уровень орг-ии произ-ва и труда и др. К внеш ф-рам, к-ые не зав-т от деят-ти пр-ия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические р-сы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Внутр ф-ры действуют на прибыль через увеличение объема выпуска прод-ии, улучшение кач-ва прод-ии, повышение отпускных цен и снижение издержек произ-ва и реализации прод-ии. Величина прибыли от реализации прод-ии опред по формуле: Пр = ( Цi – Сi ) * Vi, где Цi - отпускная цена единицы i-ой прод-ии, Сi – себест-ть единицы i-ой прод-ии, Vi - объем реализации i-ой прод-ии.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, к-ая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деят-ти, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В рез-те на пр-ии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли пр-ие выплачивает дивиденды и различные соц выплаты, образует фонды. В рез-те остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
- 1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 2 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации.
- 3 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 4Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 5Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- Ситуационный подход к управлению
- 6Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 1. Прогнозирование.
- 7Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 8Содержание мотивации как общей функции менеджмента.
- 9 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- 10 Сущность и классификация мотивационных теорий
- Теория Маслоу.
- Теория МакКлэлланда.
- Теория Герцберга.
- 11 Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- 12Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- 13 Понятие и содержание методов менеджмента
- 14 Понятие и классификация управленческих решений.
- 15 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- 16 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- 17 Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- 18 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Фyнкции opгaнизaциoннoй кyльтypы:
- 19 Управление процессом адаптации человека и организации.
- 20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом:
- 21 Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- 1. Различие или пересечение интересов членов организации.
- 2. Различие в ценностных ориентациях.
- 22 Понятие и содержание власти. Источники власти в организации. Существует две системы организационной власти по Эммирсону:
- 23 Понятие и характеристика основных стилей управления.
- 24Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- 25 Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- 26 Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
- Оперативная стратегия
- 27 Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
- 28 Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- 29 Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Краткая характеристика основных элементов деловой среды:
- 30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка её конкурентных позиций.
- 37. Конкуренция: понятия, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Виды конкуренции:
- Антимонопольное законодательство.
- 31. Этапы и основные направления современной экономической теории Направления в экономической теории:
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- 34 Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- 35. Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- Функции рынка:
- Классификация структуры рынка:
- 36. Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и её виды.
- В основе этого закона лежит 4 принципа:
- 1. Здравый смысл.
- Равновесие на рынке товара означает:
- Выделяют 4 вида эластичности:
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- 42Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (спс).
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- 46Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 1.Ухудш-ся эк-кое полож-е:
- Антиинфляционная политика.
- Два пути:
- Меры регулирования:
- 50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.