14.Принципы, базовые модели и методы стратегического планирования. Выбор стратегических альтернатив.
Стратегическое планирование – это набор действий и решений в форме концепций, прогнозов, проектов, программ и планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.
Принципы стратегического планирования:
1.системный характер планирования – основные элементы система планирования и взаимосвязи между ними должны обеспечить целостность и комплексность процесса планирования.
Система планирования включает прогнозы и сценарии развития , создающие стратег. Альтернативы на базе которых формируются стратегические планы.
2.долгосрочный характер планирования на основе стратегических сценариев
3.единство, целостность и взаимосвязь долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных видов планирования, т.е. иерархическая трансформация планов.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН – ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ – ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ – ПОВСЕДНЕВНАЯ РАБОТА
4.комплексность и научн. методов планирования, их соответствие решаемым задачам
5.определение влияния человеческого фактора (потенциал личностей, команды управления, уровень подготовки кадров, мотивация и стимулирование) на качество стратегического планирования и выполнение стратегических планов
6.единство стратегического планирования и стратегического контроля, конкретизация и персонификация личной ответственности за выполнение стратегических планов
Базовые модели стратегического менеджмента
Все модели основаны на одной теоретической конструкции или базовой модели, различаясь между собой главным образом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения.
Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы) основывается на широко известной процедуре SWOT-анализа.
В самом общем виде процесс формирования стратегического плана (процесс стратегического планирования) представляет некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою очередь, в его отличительных способностях к развитию. Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы за счет использования сильных сторон ресурсного потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта оказывают существенное влияние ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.
Модель И. Ансоффа
Модель развития товара/рынка И. Ансоффа (матрица Ансоффа) позволяет использовать одновременно несколько стратегий. Она основывается на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для интенсивного роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующем или на новом рынках. Матрица Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Стратегически план предприятия должен содержать финансовую и административную стратегии. Финансовая стратегия - совокупность правил и средств, направленных на обеспечение прироста финансового потенциала предприятия. Административная стратегия - набор правил по организационному развитию предприятия. Стратегия развития предприятия, с одной стороны, должна быть связана с конкретными стратегическими альтернативами, а с другой - с синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия. Наиболее существенным отличием является учет обратной связи, которая обеспечивает интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность ее реализации.
Модель Г. Стейнера
Эта модель представляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие; новые, но связанные с существующими; и совершенно новые. Матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях рынок-продукт. Модель используется: - для определения вероятности успешной деятельности при выборе того или иного вида бизнеса; - выбора между различными видами бизнеса, в том числе при определении соотношения инвестиций для разных деловых единиц, т.е. при формировании портфеля ценных бумаг фирмы.
Методы стратегического планирования
Среди многих методов стратегического планирования можно выделить методы, наиболее часто используемые в практике работы менеджеров и существенно влияющие на качество планов.
- методы системного моделирования планируемого процесса, факторов влияния и сценарные прогнозы развития ситуации;
- методы многоцелевого планирования;
- методы программно-целевого планирования;
- методы бюджетирования и стратегического управления затратами;
- методы стратегического анализа внешней и внутренней среды;
- портфельные модели стратегического планирования и диверсификации;
- методы управления стратегическими проектами;
- методы бизнес планирования;
- методы стратегического маркетинга;
- методы инвестиционного менеджмента;
-методы планирования стержневых компетенций и новых продуктов;
- методы реинжиниринга и реорганизации.
Наиболее высокий уровень среди этих методов имеют методы системного моделирования, которые предназначены для разработки комплексной модели развития организации на основе исследования, выявления, качественного и количественного описания функциональных связей между наиболее важными элементами и процессами развития организаций.
Выбор стратегических альтернатив
В теории и практике стратегич. планирования и управления проявляются различные модели стратегического выбора:
Матрица возможностей И. Ансофа. Предусматривает 4 варианта стратегии для сохранения или увеличения доли рынка: 1) стратегия проникновения на р-к;2)Страт. Развития товара; 3)разр-ка новых товаров; 4)стратегия диверсификации.
Матрица рынок-продукт по Стейнеру: Может использоваться для определения вероятности успеха своей деят-ти при выборе той или иной стратегии развития, а также для обоснования определенного вида бизнес.
Модель конкурентных стратегий Портера. В основу матрицы конкурентных стратегий Портера заложено 2 параметра: размер рынка и тип конкурентного преимущества. Типы рынка может быть широким или узким. Тип конкурентного преимущества может быть двух вариантов: низкая стоимость товара или широкое разнообразие ассортимента. На основании такой матрицы Майкл Портер выделяет 3 основных стратегий конкурентного поведения компании в отрасли: лидерство в издержках, дифференциация и специализация:
Конкурентная стратегия лидерства в продуктеили дифференциация означает создание уникального товара в отрасли;
Конкурентная стратегия лидерства в издержках или ценовое лидерство означает возможность компании достигать самого низкого уровня затрат;
Конкурентная стратегия фокусирования или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей.
Модель выбора конкурентных стратегий Котлера. Связан с разработкой конкурентных стратегий, которые основываются на доле рынка, принадлежащих предприятию.
Стратегия лидера; стратегия «бросающего вызов»; страт. «следующего за лидером»; стратегия «специалиста».
Важное место среди моделей стратегического выбора предприятий занимают модели их поведения в кризисной ситуации. Ансофф выделил 3 стратегии поведения в кризисной ситуации: стратегия активного управления; стратегия реактивного управления; стратегия планового управления.
- Принципы, методы и функции менеджмента.
- 2. Сущность и виды управленческих решений
- 3. Процесс принятия и реализации управленческих решений
- 4.Управление конфликтами в организации.
- 5. Формирование и развитие корпоративной культуры
- 6. Механистические (иерархические) и органические (адаптивные) организационные структуры управления.
- Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
- 7. Концепции управления человеческими ресурсами
- 8. Основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в социально-экономических системах.
- 9. Эволюция стратегического менеджмента. Система стратегического менеджмента.
- 10. Видение, философия и миссия организации. Анализ цепочки создания ценности и социальная ответственность. Проектирование целей организации.
- 11. Базовые (эталонные) стратегии. Конкурентные стратегии.
- 12. Функциональные, продуктовые, корпоративные стратегии. Классификация стратегий по этапам жизненного цикла организации.
- 13. Процесс разработки стратегии
- 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
- 14.Принципы, базовые модели и методы стратегического планирования. Выбор стратегических альтернатив.
- 15. Внешняя корпоративная социальная ответственность. Государственное регулирование социальной ответственности и социальная ответственность государства.
- 16.Сущность и содержание лидерства. Природа лидерства.
- 17.Традиционные концепции лидерства.
- 18. Концепции ситуационного лидерства.
- 19.Роли и функции лидера.
- 20.Командообразование. Формирование групповой культуры.
- 21.Групповые нормы и поведение лидера.
- 22.Сущность и виды власти. Влияние как основание власти лидера.
- 23.Основные понятия и эволюция теории деловых коммуникаций. Уровни и виды деловых коммуникаций.
- Виды деловых коммуникаций
- 24.Процесс деловых коммуникаций и типы деловых партнеров.
- 25. Письменные деловые коммуникации. Устные деловые коммуникации. Современные виды деловых коммуникаций.
- 26. Управление и эффективность коммуникаций. Преграды и конфликты в деловых коммуникациях.
- 27. Принципы и методы анализа внешней среды организации.
- 28. Принципы и методы анализа внутренней среды. Swot-анализ. Портфельный анализ.
- 29. Основные понятия управления проектами. Внешняя и внутренняя среда проекта.
- 30. Прединвестиционная фаза проекта. Управление проектными рисками.
- 31. Организация реализации стратегии. Организационная структура процесса эффективного стратегического управления (сетевые и проектные структуры).
- 32. Уровни, направления и формы корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации.
- 33. Концепции оценки качества жизни, принятые в зарубежной и российской практике. Показатели оценки качества жизни.
- 34. Методы изучения затрат рабочего времени.
- 35. Нормирование труда в организации. Виды норм труда.
- 36. Характеристика трудового потенциала работника, организации, общества. Показатели оценки трудового потенциала.
- Анализ и планирование численности персонала организации.
- Методы оценки эффективности управления человеческими ресурсами.
- Методы принятия и эффективность управленческих решений
- Категории персонала организации. Показатели оценки наличия, движения и эффективности использования персонала организации.
- Организационное проектирование системы управления персоналом.
- Цели и функции системы управления персоналом.
- Особенности формирования кадровой политики организации. Оценка эффективности деятельности кадровой службы.
- Стратегия управления персоналом организации.
- Сущность, цели и задачи кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом.
- Планирование и анализ показателей по труду.
- Организация и оценка эффективности обучения персонала
- 49. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала
- Продолжение я скидывала уже
- Маркетинг персонала в современных условиях
- Рынок труда и миграция трудовых ресурсов.
- Подбор, отбор и найм персонала. Адаптация персонала.
- 55. Профессиональное обучение работников. Профессиональная ориентация.
- 56. Сущность и методы определения производительности труда
- 57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.