57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.
При анализе проектов следует придерживаться комплексного, пошагового подхода. Такой подход дает возможность остановиться, что называется вовремя, то есть проект может быть отклонен на любом из этапов анализа, что позволяет сэкономить время и деньги. Также применение данного подхода позволяет не только выявить плюсы и минусы бизнес-проекта, но и увидеть его отличительные черты от аналогичных проектов, а также сделать прогноз, что инвесторы получат при успешной реализации проекта.
Применение комплексного подхода подразумевает следующую схему пошагового анализа: институциональный анализ (факторов внешней среды), маркетинговый (коммерческий) анализ, технический анализ, организационный анализ, финансовый анализ, экономический анализ и анализ рисков и обследование предприятия «на месте».
Институциональный анализ оценивает возможность успешного осуществления бизнес-проекта с учетом влияния факторов внешней среды: политической, правовой, административной и экономической обстановки как в отдельном регионе, так в стране в целом. При анализе положения дел в отрасли рассматривают прогнозы развития отрасли в целом, анализируют динамику продаж по отрасли и оценивают темпы их прироста.
Маркетинговый (коммерческий) анализ важен для оценки общей результативности проекта: конкурентоспособен ли продукт (услуга), насколько реально этот продукт (услугу) продать и будет ли, в результате, получен достаточный объем прибыли, чтобы оправдать инвестиции.
Проведение технического анализа бизнес-проекта имеет целью проверить потенциальные возможности реализации проекта исходя их местных условий. Обращается внимание на структуру себестоимости продукции (услуг), уровень доступности сырья (поставщики и цены), потребность в оборудовании, в дополнительных производственных помещениях, в трудовых ресурсах, энергозатратность, структуру производственных потоков, наличие субподрядчиков и финансовые взаимоотношения с ними, уровень новизны и сложности производственного процесса в данном бизнес-проекте.
Организационный анализ направлен на оценку руководящего состава проекта, на его потенциал и способность успешно реализовать проект. Проводится анализ организационной структуры компании, уровень централизации (децентрализации) управления, системы менеджмента.
Финансовый анализ, экономический анализ и анализ рисков (или так называемая оценка эффективности инвестиционного проекта) являются наиболее трудоемкими. Его основные показатели являются исходными для дальнейшего определения эффективности проекта в целом. При проведении анализа возможно использование различных обобщающих показателей и методов их расчета. Тем не менее, для наиболее точной оценки эффективности бизнес-проекта рассчитываются и анализируются следующие показатели:
точка безубыточности – минимально допустимый (критический) уровень производства и продаж, при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытков. Чем ниже этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредсказуемого поведения рынка;
запас финансовой прочности – коэффициенты финансовой автономии, финансовой зависимости, финансового риска и финансовой устойчивости.
срок окупаемости инвестиций, PBP – период времени, в течение которого чистый доход от вложений капитала становится равным величине вложений.
дисконтированный срок окупаемости,– определяется по такому же алгоритму, но на основе денежного потока, дисконтированного по цене капитала этого проекта.
чистая приведенная стоимость, NPV – текущая стоимость будущих денежных потоков бизнес-проектов, рассчитанная с учетом дисконтирования, за вычетом инвестиций. Используется для оценки проектов, требующих капиталовложений. Чистая приведенная стоимость характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для проекта (темпа инфляции, минимальной нормы прибыли и поправки на риск проекта). При положительном значении чистой приведенной стоимости считается, что данное вложение капитала является эффективным и проект является реализуемым;
внутренняя нома доходности, IRR – ставка дисконтирования, приравнивающая сумму приведенных доходов от проекта к величине инвестиций, то есть вложения окупаются, но не приносят прибыль. Величина этой ставки полностью определяется «внутренними» условиями, характеризующими проект. Рассчитанная величина сравнивается с требуемой нормой дохода на вкладываемый капитал. Если она равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то вложение инвестиций экономически оправдано, если меньше – инвестиции в рассматриваемый проект нецелесообразны. Таким образом, значение внутренней нормы доходности должно быть больше годовой ставки процента по инвестиционному кредиту;
операционный рычаг – количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объемов реализации, отношение вклада на покрытие постоянных затрат к величине прибыли, прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.
Наиболее простым методом оценки эффективности бизнес-проекта является расчет срока окупаемости:
Срок Окупаемости = Инвестиции / Годовой Доход, где Годовой Доход = Выручка – (Затраты + Отчисления в Бюджет).
Заключительным этапом является «внекабинетный» анализ, или обследование предприятия на месте. Анализируются формальная и неформальная организационная структура предприятия, отдельные аспекты его деятельности, состояние подразделений и другие хозяйственные аспекты деятельности предприятия.
В дополнение к вышеуказанным критериям финансовой и экономической эффективности, бизнес-проекты также оцениваются на основе бюджетной и социальной (народнохозяйственной) эффективности.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого проекта на повышение доходов и снижение расходов соответствующего бюджета как федерального, так регионального или местного уровня управления
Показатели социальной (народнохозяйственной) эффективности определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, федеральных, отраслевых и других организаций и хозяйственных субъектов.
- Принципы, методы и функции менеджмента.
- 2. Сущность и виды управленческих решений
- 3. Процесс принятия и реализации управленческих решений
- 4.Управление конфликтами в организации.
- 5. Формирование и развитие корпоративной культуры
- 6. Механистические (иерархические) и органические (адаптивные) организационные структуры управления.
- Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
- 7. Концепции управления человеческими ресурсами
- 8. Основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в социально-экономических системах.
- 9. Эволюция стратегического менеджмента. Система стратегического менеджмента.
- 10. Видение, философия и миссия организации. Анализ цепочки создания ценности и социальная ответственность. Проектирование целей организации.
- 11. Базовые (эталонные) стратегии. Конкурентные стратегии.
- 12. Функциональные, продуктовые, корпоративные стратегии. Классификация стратегий по этапам жизненного цикла организации.
- 13. Процесс разработки стратегии
- 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
- 14.Принципы, базовые модели и методы стратегического планирования. Выбор стратегических альтернатив.
- 15. Внешняя корпоративная социальная ответственность. Государственное регулирование социальной ответственности и социальная ответственность государства.
- 16.Сущность и содержание лидерства. Природа лидерства.
- 17.Традиционные концепции лидерства.
- 18. Концепции ситуационного лидерства.
- 19.Роли и функции лидера.
- 20.Командообразование. Формирование групповой культуры.
- 21.Групповые нормы и поведение лидера.
- 22.Сущность и виды власти. Влияние как основание власти лидера.
- 23.Основные понятия и эволюция теории деловых коммуникаций. Уровни и виды деловых коммуникаций.
- Виды деловых коммуникаций
- 24.Процесс деловых коммуникаций и типы деловых партнеров.
- 25. Письменные деловые коммуникации. Устные деловые коммуникации. Современные виды деловых коммуникаций.
- 26. Управление и эффективность коммуникаций. Преграды и конфликты в деловых коммуникациях.
- 27. Принципы и методы анализа внешней среды организации.
- 28. Принципы и методы анализа внутренней среды. Swot-анализ. Портфельный анализ.
- 29. Основные понятия управления проектами. Внешняя и внутренняя среда проекта.
- 30. Прединвестиционная фаза проекта. Управление проектными рисками.
- 31. Организация реализации стратегии. Организационная структура процесса эффективного стратегического управления (сетевые и проектные структуры).
- 32. Уровни, направления и формы корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации.
- 33. Концепции оценки качества жизни, принятые в зарубежной и российской практике. Показатели оценки качества жизни.
- 34. Методы изучения затрат рабочего времени.
- 35. Нормирование труда в организации. Виды норм труда.
- 36. Характеристика трудового потенциала работника, организации, общества. Показатели оценки трудового потенциала.
- Анализ и планирование численности персонала организации.
- Методы оценки эффективности управления человеческими ресурсами.
- Методы принятия и эффективность управленческих решений
- Категории персонала организации. Показатели оценки наличия, движения и эффективности использования персонала организации.
- Организационное проектирование системы управления персоналом.
- Цели и функции системы управления персоналом.
- Особенности формирования кадровой политики организации. Оценка эффективности деятельности кадровой службы.
- Стратегия управления персоналом организации.
- Сущность, цели и задачи кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом.
- Планирование и анализ показателей по труду.
- Организация и оценка эффективности обучения персонала
- 49. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала
- Продолжение я скидывала уже
- Маркетинг персонала в современных условиях
- Рынок труда и миграция трудовых ресурсов.
- Подбор, отбор и найм персонала. Адаптация персонала.
- 55. Профессиональное обучение работников. Профессиональная ориентация.
- 56. Сущность и методы определения производительности труда
- 57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.