logo
ГОСЫ Принципы, методы и функции менеджмента

57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.

При анализе проектов следует придерживаться комплексного, пошагового подхода. Такой подход дает возможность остановиться, что называется вовремя, то есть проект может быть отклонен на любом из этапов анализа, что позволяет сэкономить время и деньги. Также применение данного подхода позволяет не только выявить плюсы и минусы бизнес-проекта, но и увидеть его отличительные черты от аналогичных проектов, а также сделать прогноз, что инвесторы получат при успешной реализации проекта.

Применение комплексного подхода подразумевает следующую схему пошагового анализа: институциональный анализ (факторов внешней среды), маркетинговый (коммерческий) анализ, технический анализ, организационный анализ, финансовый анализ, экономический анализ и анализ рисков и обследование предприятия «на месте».

Институциональный анализ оценивает возможность успешного осуществления бизнес-проекта с учетом влияния факторов внешней среды: политической, правовой, административной и экономической обстановки как в отдельном регионе, так в стране в целом. При анализе положения дел в отрасли рассматривают прогнозы развития отрасли в целом, анализируют динамику продаж по отрасли и оценивают темпы их прироста.

Маркетинговый (коммерческий) анализ важен для оценки общей результативности проекта: конкурентоспособен ли продукт (услуга), насколько реально этот продукт (услугу) продать и будет ли, в результате, получен достаточный объем прибыли, чтобы оправдать инвестиции.

Проведение технического анализа бизнес-проекта имеет целью проверить потенциальные возможности реализации проекта исходя их местных условий. Обращается внимание на структуру себестоимости продукции (услуг), уровень доступности сырья (поставщики и цены), потребность в оборудовании, в дополнительных производственных помещениях, в трудовых ресурсах, энергозатратность, структуру производственных потоков, наличие субподрядчиков и финансовые взаимоотношения с ними, уровень новизны и сложности производственного процесса в данном бизнес-проекте.

Организационный анализ направлен на оценку руководящего состава проекта, на его потенциал и способность успешно реализовать проект. Проводится анализ организационной структуры компании, уровень централизации (децентрализации) управления, системы менеджмента.

Финансовый анализ, экономический анализ и анализ рисков (или так называемая оценка эффективности инвестиционного проекта) являются наиболее трудоемкими. Его основные показатели являются исходными для дальнейшего определения эффективности проекта в целом. При проведении анализа возможно использование различных обобщающих показателей и методов их расчета. Тем не менее, для наиболее точной оценки эффективности бизнес-проекта рассчитываются и анализируются следующие показатели:

Наиболее простым методом оценки эффективности бизнес-проекта является расчет срока окупаемости:

Срок Окупаемости = Инвестиции / Годовой Доход, где Годовой Доход = Выручка – (Затраты + Отчисления в Бюджет).

Заключительным этапом является «внекабинетный» анализ, или обследование предприятия на месте. Анализируются формальная и неформальная организационная структура предприятия, отдельные аспекты его деятельности, состояние подразделений и другие хозяйственные аспекты деятельности предприятия.

В дополнение к вышеуказанным критериям финансовой и экономической эффективности, бизнес-проекты также оцениваются на основе бюджетной и социальной (народнохозяйственной) эффективности.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого проекта на повышение доходов и снижение расходов соответствующего бюджета как федерального, так регионального или местного уровня управления

Показатели социальной (народнохозяйственной) эффективности определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, федеральных, отраслевых и других организаций и хозяйственных субъектов.