17.Традиционные концепции лидерства.
Традиционные концепции лидерства
1) Теория лидерских качеств – наиболее ранний подход в изучении и объяснении лидерства.
Р.Стогдилл пришел к выводу, что в основном 5 качеств характеризуют лидера: ум и интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
У.Беннис определил 4 группы лидерских качеств:
- управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
- управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
- управление доверием, или способность строить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
- управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Беннис выделил 4 группы лидерских характеристик: физиологические (рост, сложение или фигура, состояние здоровья и др.), психологические, или эмоциональные (проявляются на практике через характер личности. Имеют как наследственную, так и воспитательную основу), умственные, или интеллектуальные (уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров), личностные деловые (носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии).
2) Концепции лидерского поведения. К ним относятся:
- три лидерских стиля: авторитарный, демократический, пассивный. Демократический стиль не всегда являлся наиболее продуктивным;
- исследования Университета штата Огайо: их цель – разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений (образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе – определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов) и отношения в рамках этой структуры (образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями – дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, внимание друг к другу, желание сделать друг другу доброе);
- исследование Мичиганского университета: цель – определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Были сделаны следующие выводы об эффективном лидере:
1) имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
2) использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
3) устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
- системы управления (Р. Ликерт): эффективные лидеры уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению цели;
- управленческая сетка Блейка и Моутон: представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси – интерес к производству, на вертикальной – интерес к людям.
- Принципы, методы и функции менеджмента.
- 2. Сущность и виды управленческих решений
- 3. Процесс принятия и реализации управленческих решений
- 4.Управление конфликтами в организации.
- 5. Формирование и развитие корпоративной культуры
- 6. Механистические (иерархические) и органические (адаптивные) организационные структуры управления.
- Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
- 7. Концепции управления человеческими ресурсами
- 8. Основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в социально-экономических системах.
- 9. Эволюция стратегического менеджмента. Система стратегического менеджмента.
- 10. Видение, философия и миссия организации. Анализ цепочки создания ценности и социальная ответственность. Проектирование целей организации.
- 11. Базовые (эталонные) стратегии. Конкурентные стратегии.
- 12. Функциональные, продуктовые, корпоративные стратегии. Классификация стратегий по этапам жизненного цикла организации.
- 13. Процесс разработки стратегии
- 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
- 14.Принципы, базовые модели и методы стратегического планирования. Выбор стратегических альтернатив.
- 15. Внешняя корпоративная социальная ответственность. Государственное регулирование социальной ответственности и социальная ответственность государства.
- 16.Сущность и содержание лидерства. Природа лидерства.
- 17.Традиционные концепции лидерства.
- 18. Концепции ситуационного лидерства.
- 19.Роли и функции лидера.
- 20.Командообразование. Формирование групповой культуры.
- 21.Групповые нормы и поведение лидера.
- 22.Сущность и виды власти. Влияние как основание власти лидера.
- 23.Основные понятия и эволюция теории деловых коммуникаций. Уровни и виды деловых коммуникаций.
- Виды деловых коммуникаций
- 24.Процесс деловых коммуникаций и типы деловых партнеров.
- 25. Письменные деловые коммуникации. Устные деловые коммуникации. Современные виды деловых коммуникаций.
- 26. Управление и эффективность коммуникаций. Преграды и конфликты в деловых коммуникациях.
- 27. Принципы и методы анализа внешней среды организации.
- 28. Принципы и методы анализа внутренней среды. Swot-анализ. Портфельный анализ.
- 29. Основные понятия управления проектами. Внешняя и внутренняя среда проекта.
- 30. Прединвестиционная фаза проекта. Управление проектными рисками.
- 31. Организация реализации стратегии. Организационная структура процесса эффективного стратегического управления (сетевые и проектные структуры).
- 32. Уровни, направления и формы корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации.
- 33. Концепции оценки качества жизни, принятые в зарубежной и российской практике. Показатели оценки качества жизни.
- 34. Методы изучения затрат рабочего времени.
- 35. Нормирование труда в организации. Виды норм труда.
- 36. Характеристика трудового потенциала работника, организации, общества. Показатели оценки трудового потенциала.
- Анализ и планирование численности персонала организации.
- Методы оценки эффективности управления человеческими ресурсами.
- Методы принятия и эффективность управленческих решений
- Категории персонала организации. Показатели оценки наличия, движения и эффективности использования персонала организации.
- Организационное проектирование системы управления персоналом.
- Цели и функции системы управления персоналом.
- Особенности формирования кадровой политики организации. Оценка эффективности деятельности кадровой службы.
- Стратегия управления персоналом организации.
- Сущность, цели и задачи кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом.
- Планирование и анализ показателей по труду.
- Организация и оценка эффективности обучения персонала
- 49. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала
- Продолжение я скидывала уже
- Маркетинг персонала в современных условиях
- Рынок труда и миграция трудовых ресурсов.
- Подбор, отбор и найм персонала. Адаптация персонала.
- 55. Профессиональное обучение работников. Профессиональная ориентация.
- 56. Сущность и методы определения производительности труда
- 57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.