50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала
1.Мотивация – совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
Классификация мотивации
Критерий | Виды |
Основные группы потребностей | Материальная, трудовая, статусная |
Источники возникновения мотивов | Внешняя, внутренняя |
Используемые способы | Нормативная, принудительная, стимулирование |
Направленность достижения целей | Положительная, отрицательная |
Выделяют следующие типы мотивированности:
1) трудовой (ориентация на заработок);
2) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении
ее навыками, самовыражении);
3) властный (приобретение высокой должности);
4) идейный (готовность трудиться ради общего блага);
5) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения
богатства);
6) творческий (поиск нового);
Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория существования, связи и роста К. Альдерфера; теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга. (надо бы рассказать про 1 из них)
В соответствии с теорией А. Маслоу существует пять групп потребностей
Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п.,
Потребности безопасности связанны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий.
Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в современных условиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п.
Потребности признания и самоуважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали.
Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве.
Основная задача данной теории - стремление показать, как различные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на него, предоставляя работнику возможность удовлетворить свои потребности определенным образом.
2.Стимулирование – процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета, побуждающий человека к определенным действиям.
Стимулирование выполняет следующие основные функции:
• экономическую — способствует повышению эффективности производства;
• нравственную — создает необходимый морально-психологический климат;
• социальную — формирует доходы и расходы работников.
Принципами стимулирования являются:
• комплексность, предполагающая оптимальное сочетание всех его видов;
• индивидуализированный подход;
• понятность;
• ощутимость;
• постоянный поиск новых методов;
• использование наряду со стимулами антистимулов, снижающих заинтересованность
в получении результата.
- Принципы, методы и функции менеджмента.
- 2. Сущность и виды управленческих решений
- 3. Процесс принятия и реализации управленческих решений
- 4.Управление конфликтами в организации.
- 5. Формирование и развитие корпоративной культуры
- 6. Механистические (иерархические) и органические (адаптивные) организационные структуры управления.
- Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
- 7. Концепции управления человеческими ресурсами
- 8. Основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в социально-экономических системах.
- 9. Эволюция стратегического менеджмента. Система стратегического менеджмента.
- 10. Видение, философия и миссия организации. Анализ цепочки создания ценности и социальная ответственность. Проектирование целей организации.
- 11. Базовые (эталонные) стратегии. Конкурентные стратегии.
- 12. Функциональные, продуктовые, корпоративные стратегии. Классификация стратегий по этапам жизненного цикла организации.
- 13. Процесс разработки стратегии
- 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
- 14.Принципы, базовые модели и методы стратегического планирования. Выбор стратегических альтернатив.
- 15. Внешняя корпоративная социальная ответственность. Государственное регулирование социальной ответственности и социальная ответственность государства.
- 16.Сущность и содержание лидерства. Природа лидерства.
- 17.Традиционные концепции лидерства.
- 18. Концепции ситуационного лидерства.
- 19.Роли и функции лидера.
- 20.Командообразование. Формирование групповой культуры.
- 21.Групповые нормы и поведение лидера.
- 22.Сущность и виды власти. Влияние как основание власти лидера.
- 23.Основные понятия и эволюция теории деловых коммуникаций. Уровни и виды деловых коммуникаций.
- Виды деловых коммуникаций
- 24.Процесс деловых коммуникаций и типы деловых партнеров.
- 25. Письменные деловые коммуникации. Устные деловые коммуникации. Современные виды деловых коммуникаций.
- 26. Управление и эффективность коммуникаций. Преграды и конфликты в деловых коммуникациях.
- 27. Принципы и методы анализа внешней среды организации.
- 28. Принципы и методы анализа внутренней среды. Swot-анализ. Портфельный анализ.
- 29. Основные понятия управления проектами. Внешняя и внутренняя среда проекта.
- 30. Прединвестиционная фаза проекта. Управление проектными рисками.
- 31. Организация реализации стратегии. Организационная структура процесса эффективного стратегического управления (сетевые и проектные структуры).
- 32. Уровни, направления и формы корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации.
- 33. Концепции оценки качества жизни, принятые в зарубежной и российской практике. Показатели оценки качества жизни.
- 34. Методы изучения затрат рабочего времени.
- 35. Нормирование труда в организации. Виды норм труда.
- 36. Характеристика трудового потенциала работника, организации, общества. Показатели оценки трудового потенциала.
- Анализ и планирование численности персонала организации.
- Методы оценки эффективности управления человеческими ресурсами.
- Методы принятия и эффективность управленческих решений
- Категории персонала организации. Показатели оценки наличия, движения и эффективности использования персонала организации.
- Организационное проектирование системы управления персоналом.
- Цели и функции системы управления персоналом.
- Особенности формирования кадровой политики организации. Оценка эффективности деятельности кадровой службы.
- Стратегия управления персоналом организации.
- Сущность, цели и задачи кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом.
- Планирование и анализ показателей по труду.
- Организация и оценка эффективности обучения персонала
- 49. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала
- Продолжение я скидывала уже
- Маркетинг персонала в современных условиях
- Рынок труда и миграция трудовых ресурсов.
- Подбор, отбор и найм персонала. Адаптация персонала.
- 55. Профессиональное обучение работников. Профессиональная ориентация.
- 56. Сущность и методы определения производительности труда
- 57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.