logo
ГОСЫ Принципы, методы и функции менеджмента

50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала

1.Мотивация совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Классификация мотивации

Критерий

Виды

Основные группы потребностей

Материальная, трудовая, статусная

Источники возникновения мотивов

Внешняя, внутренняя

Используемые способы

Нормативная, принудительная, стимулирование

Направленность достижения целей

Положительная, отрицательная

Выделяют следующие типы мотивированности:

1) трудовой (ориентация на заработок);

2) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении

ее навыками, самовыражении);

3) властный (приобретение высокой должности);

4) идейный (готовность трудиться ради общего блага);

5) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения

богатства);

6) творческий (поиск нового);

Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория существования, связи и роста К. Альдерфера; теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга. (надо бы рассказать про 1 из них)

В соответствии с теорией А. Маслоу существует пять групп потребностей

Основная задача данной теории - стремление показать, как различные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на него, предоставляя работнику возможность удовлетворить свои потребности определенным образом.

2.Стимулирование – процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета, побуждающий человека к определенным действиям.

Стимулирование выполняет следующие основные функции:

экономическую — способствует повышению эффективности производства;

нравственную — создает необходимый морально-психологический климат;

социальную — формирует доходы и расходы работников.

Принципами стимулирования являются:

комплексность, предполагающая оптимальное сочетание всех его видов;

индивидуализированный подход;

понятность;

ощутимость;

постоянный поиск новых методов;

использование наряду со стимулами антистимулов, снижающих заинтересованность

в получении результата.