Вопрос 2 Характеристика основных этапов осуществления pr-кампаний
Основные этапы осуществления PR-кампании:
-
анализ исходной ситуации, изучение ее своеобразия и особенностей;
-
установление целей PR-кампании;
-
определение приоритетных групп общественности для достижения поставленных целей;
-
выбор средств и приемов установления и поддержания связей с общественностью;
-
оценка эффективности PR-кампании.
Характеристика 1 этапа. Данный этап позволяет установить положение организации-производителя на рынке, общественное мнение о нем, как с учетом конкретной ситуации, так и долгосрочной стратегии. Это достигается через: 1) анализ внутренних документов организации: отчетов о выполнении бизнес-плана, 2) анализ материалов СМИ о деятельности организации; 3) изучение общественного мнения с использованием опросных листов и анкет для выявления наиболее распространенного мнения среди целевой аудитории; 4) определение тех, кто входит в круг интересов организации. В ходе PR-аудита определяются как основные, так и частные проблемы, определяющие цели PR-кампании.
Характеристика 2 этапа. Выделяются общая цель и частные цели PR-кампании.
Таблица – Цели PR-кампании
Общая цель (связаны с реализацией основных принципов): установление и поддержание взаимопонимания, согласия и доверительных отношений организации-производителя с его целевыми аудиториями | Частные цели (определяются в зависимости от проблемы и хозяйственной ситуации): - обеспечение благоприятной известности; - создание (или подтверждение) позитивного имиджа предприятия; - популяризация деятельности организации и предлагаемых товаров (услуг); - содействие внедрению на рынок новых товаров; - побуждение к изменению отношения в деятельности предприятия и его товарам (услугам); - подержание имиджа организации в кризисных и проблемных ситуациях; - опровержение искаженной и (или) неблагоприятной ситуации; - обеспечение поддержки со стороны различных целевых аудиторий |
Характеристика 3 этапа. Выделение целевых групп общественности часто осуществляется с использованием тех же подходов, что и при сегментации рынка: 1) по географическому признаку, 2) по демографическому признаку; 3) по совмещению географического и демографического признаков; 4) по психографическому признаку, ориентированному на статус, ценностные ориентации и образ жизни представителей различных групп общественности. Однако данные сегментации дают возможность получить лишь наиболее общие характеристики целевых аудиторий. Поэтому для достижения оптимальных результатов PR-кампании необходимо принимать во внимании следующие специфические подходы:
- учет «скрытой власти» - в качестве целевой аудитории выступают люди, оказывающие внешне незаметное, но реальное влияние на мнения и решения других;
- учет статуса – внимание обращается на официальное положение индивидов, занимаемые им должности;
- учет репутации – подход, определяющий «осведомленных» и «влиятельных» индивидов, исходя из мнения о них других людей, то есть «лидеров общественного мнения»;
- учет членства – во внимание принимается место человека в официальном штатном расписании организации, его общественно-политическая принадлежность, членство в профессиональных и общественных организациях как показатель причастности к конкретной проблемной ситуации;
- учет роли в процессе принятия решений – выделение лиц, действительно играющих определяющую роль в принятии решений в конкретных обстоятельствах.
При выделении целевых групп общественности необходимо проводить следующие исследования: 1) длительные наблюдения, 2) интервьюирование широкого круга причастных к проблемной ситуации и достаточно информированных людей, 3) сбор и анализ вторичной информации
Характеристика 4 этапа. Для эффективного использования средств и приемов установления и подержания связей со СМИ необходимы систематизированные и постоянно возобновляемые сведения о них. Важную роль в данном процессе играют медиалисты и медиакарты. Медиалист – бланк специальной формы, в который заносятся перечень наиболее интересных для предприятия СМИ и их характеристика: тираж, аудитория, направленность, график выхода в свет изданий и программ, сведения о внутренней структуре редакции (главный редактор, ответственный секретарь, редакторы отделов или направлений, ведущие корреспонденты). Мадиакарта – составляется на одно СМИ и содержит конкретную и расширенную информацию о нем: основные рубрики, материалы, публикуемые на каждой полосе, разделы, принадлежность владельцам или группам влияния, отношение к власти, взаимоотношения с организацией–производителем, в предшествующий период и др.
Сбор информации о возможности использования СМИ можно проводить на основе метода анализа документов, который осуществляется в различных формах:
- клиппинг – копирование определенных материалов, опубликованных в прессе, с указанием источника и времени выхода;
- мониторинг – дайджестрирование по определенной тематике материалов прессы в режиме «синтез-аннотация» с указанием источника и времени выхода;
- транскрипирование электронных СМИ (расшифровка теле- и радиопередач на бумажных носителях, оформляется по аналогии с мониторингом).
Для определения содержания текстовой информации в СМИ используется метод контент-анализа. Он предполагает выявление смысловых единиц, в качестве которых выступают:
- понятия, выраженные в словах и отдельных терминах по определенной теме: анализ текстов по содержанию понятий, который показывает, в какой степени анализируемый источник ориентирован на целевую аудиторию;
- темы, выраженные в целевых смысловых единицах (абзацах, частях текста, статьях, передачах). Данные темы на страницах СМИ показывают актуальность для общественности той или иной информации;
- имена персоналий, связанных с конкретной проблематикой: упоминание в СМИ определенных лиц свидетельствует об их влиянии на общественное мнение;
- общественные события, имеющие отношение к определенной проблематике, упоминание которых в СМИ свидетельствует об их важности для общественности.
На основе изучения СМИ разрабатываются медиапланы, которые представляют собой перечень предлагаемых публикаций в конкретных изданиях с указанием предполагаемых сроков, указанных с целями PR-кампании.
Далее необходимо разработать календарь PR-кампании, содержащий 1) название PR-мероприятий, 2) дату и место проведения, 3) краткое описание (состав участников, организаторы, условия регистрации и участия и др.).
Дл повышения эффективности PR-кампании целесообразно использование электронных средств передачи информации (телевидение, интернет и др.), которые обеспечивают возможность прямой трансляции конкретного события. В данном случае полностью ликвидируется временной разрыв между происходящим событием и его восприятием для групп общественности.
Характеристика 5 этапа. Целесообразно производить замеры эффективности каждого отдельного мероприятия PR-кампании. Например, суммарное число статей или других упоминаний о предприятии в СМИ; размер целевой аудитории, которая участвовала или подверглась действию PR-акций; общая оценка появившейся в СМИ информации о предприятии. Используются массовые и экспертные опросы, метод фокус-групп, глубинные интервью, контент-анализ материалов СМИ, наблюдения, анализ вторичной информации.
Основным методом оценки PR-мероприятий в СМИ являются рейтинги.
Рейтинг – это инструмент оценки имиджа одного фигуранта рынка относительно другого. Он дает информацию: 1)для партнеров – о потенциальных возможностях фигуранта (используется для принятия решений о сотрудничестве); 2) для фигуранта рейтинга – об относительных возможностях конкурентов, своих сильных слабых сторонах (используется для корректировки собственной стратегии); 3)для общественности – о ситуациях в определенном сегменте рынка (используется для формирования общественного мнения).
Методика проведения PR-мероприятия – освещение в СМИ деятельности организации
Шаг 1. Учет реквизитных данных о статье.
- издание;
- дата публикации;
- название статьи;
- основная тема;
- автор;
- объем публикации;
- расположение на полосе, в рубрике;
- упоминание марки;
- упоминание учреждения;
- упоминание организационной структуры;
- упоминание персоны.
Шаг 2. Общий анализ информационных источников:
- периодичность обращений к теме;
- преобладающая направленность публикаций;
- преобладающий тип публикаций:
-
обзорные статьи;
-
прямые обращения, открытые письма;
-
интервью;
-
ссылки на авторитетные источники;
-
способы защиты потребителя;
-
ноу-хау, познавательные или редкие акты;
-
анонсы;
-
новости;
-
репортажи;
-
кризисные ситуации.
Шаг 3. Анализ PR-деятельности конкурентов.
- общая динамика публикаций по теме;
- динамика публикаций об организации;
- количество явно инициированных PR-сообщений;
- количество негативных публикаций;
- количество положительных публикаций и отзывов;
- количество нейтральных, информационных статей;
- цикличность инициирования тематических PR-обращений;
- поддержка определенных учреждений (кем? почему?);
- антиреклама организации (кто? почему?);
- тематика публикаций, продвижение услуг.
Все данные и результаты представляются в виде графиков и диаграмм.
Для составления рейтинга учитываются следующие критерии оценки сообщения:
-
важность события, удачный информационный повод – 1 балл;
-
интересный заголовок - 1 балл;
-
название организации в заголовке – 2 балла;
-
побуждение к действию – 1 балл;
-
отзыв от конкурентов – 1 балл;
-
позиционирование – 1 балл;
-
информационная насыщенность – 1 балл;
-
соответствие теме полосы или рубрики – 1 балл;
-
графическое сопровождение – 1 балл.
Расчет производится по формуле, которая учитывает все приведенные характеристики:
R = Q · О ∙ V · Z ∙ (T/10 000)· K ∙ S / N, где
Q – сумма баллов качественных характеристик материала согласно критериям оценки;
O – авторская оценка фигуранта: положительная (коэффициент = 2), отрицательная (коэффициент = -1); нейтральная - (коэффициент = 1);
V – объем публикации (за единицу берется формат А4);
Z – вероятность запоминания информации (зависит от количества информации о конкретной организации в исследуемой статье;
T – тираж издания (заявленный тираж);
K – соответствие темы и стиля публикации целевой аудитории издания:
не соответствует - (коэффициент = ½), соответствует - (коэффициент = 1);
S – серийность > 3 (материалы, публикуемые в рамках PR-кампании) – коэффициент = 2;
N – количество конкурентов, упоминаемых в материале.
Данная методика позволяет с высокой достоверностью выявить лидеров рейтинга в СМИ за определенный период, а также подсчитать уровень общественного мнения о любой компании в сравнении с конкурентами.
- Тема 3 Связи с общественностью (pr) (12 часов)
- Вопрос 1 Общественность, общественное мнение, общественные связи
- Вопрос 2 pr как составная часть маркетинговых коммуникаций
- Тема 2 pr в системе внутренних коммуникаций организации (2 часа)
- Вопрос 1 Система внутренних коммуникаций организации
- Вопрос 2 Роль pr в кадровой политике организации
- Вопрос 3 Корпоративные (печатные) средства распространения информации в организациях
- Тема 3 pr во внешних коммуникаций (4 часа)
- Вопрос 1 Понятие внешних коммуникаций организации
- Вопрос 2 Массовые коммуникации и сми
- Вопрос 3 Отношения организации с широкой общественностью
- Тема 4 Проведение pr-акций (2 часа)
- Вопрос 1 pr-акция (кампания) как одна из форм реализации общественных связей
- Вопрос 2 Характеристика основных этапов осуществления pr-кампаний
- Тема 5 Общественные связи в различных сферах деятельности (2 часа)
- Вопрос 1 pr в кризисных ситуациях
- Вопрос 2 pr в сфере политики
- Вопрос 3 pr в избирательных компаниях
- Вопрос 4 pr в шоу-бизнесе