logo
Тема 3

Вопрос 3 pr в избирательных компаниях

PR в избирательных компаниях должны учитывать модели электорального поведения: социологическую, социально-психологическую, рационального выбора. Однако они используются не всегда успешно. Этому способствует: а) отсутствие полноценной политической социализации у большинства нынешних избирателей; б) иной по сравнению с западными обществами характер социальных расколов; в) наличие определенных, часто спонтанных или выбора по аналогии, установок у населения, нехарактерных для запада при голосовании, что в итоге ослабляет способность рационального выбора.

Основной недостаток вышеуказанных моделей электорального поведения с точки зрения их использования в практике политического PR заключается в отсутствие внимания к механизмам принятия избирателем электорального решения, поиску, обработке, применения информации, необходимой для выбора.

PR-специалист, принимающий участие в избирательной компании, должен быть ориентирован на факторы, способствующие её успеху. К ним относятся: 1) личность кандидата и его имидж; 2) специфика окружения кандидата; 3) политическое планирование: стратегия, тактика, бюджет, структура; 4) социальная особенность электората; 2) социальная, экономическая, общественная активность общества.

Проведение избирательной компании рассматривается в современном политическом маркетинге как обычная деловая операция, в которой кандидаты на любые выборные должности выступают в роли товара на продажу. К избирательным маркетинговым коммуникациям относятся: 1) политическая реклама; 2) политические PR (публикации в прессе, организация теледебатов, интервью, телевизионные выступления); 3) «личная продажа» (митинги, встречи кандидата или его доверенных лиц с избирателями); 4) «стимулирование продаж» (подарки, бесплатные обеды и т.д.).

Стратегия и тактика избирательной компании с позиции PR:

  1. ситуационный анализ предвыборной ситуации и прогноз (оптимистический или пессимистический) с учетом данного анализа;

  2. маркетинговый синтез: выдвижение целей, оценка целей и определение приоритетных задач, направленных на достижение целей;

  3. стратегическое планирование: выдвижение возможных вариантов стратегий; выбор рабочей стратегии; решение о практической разработке стратегии;

  4. тактическое планирование: какие действия следует предпринимать и почему и разработка оперативного плана;

  5. маркетинговый контроль: обзор информации о результатах деятельности кандидата и его штаба и ее оценка.

Большое значение в PR во время избирательной компании имеет формировании имиджа кандидата. При его формировании необходимо учитывать основные функции данного имиджа и его основные характеристики.

Таблица – Функции имиджа кандидата

номинантная

позиционирование кандидата в среде других кандидатов

эстетическая

подчеркивание привлекательности кандидата

адресная

установление связи между кандидатом и целевой аудиторией

Таблица – Характеристики имиджа кандидата

объективный (воспринимаемый) имидж

впечатление о кандидате, имеющееся у избирателей

субъективный (зеркальный ) имидж

представление самого кандидата и его команды о том, как воспринимает кандидата электорат

моделируемый имидж

образ, который пытаются сформировать кандидат, его команда и привлеченные специалисты

желаемый (самоимидж)

образ, который кандидат и его команда хотели бы закрепить в сознании и чувствах избирателей

требуемый (идеальный)

имидж, который ожидают от кандидата избиратели

Планирование общей стратегии избирательной компании с позиции PR

1 оценка реальных шансов кандидата на победу с учетом его имиджа и состояния общественного мнения;

2 определение общественных групп, политических и иных организаций, на которые кандидат может опереться в избирательной компании, поиск путей их привлечения к мероприятиям, которые помогут кандидату победить;

3 разработка основных лозунгов избирательной компании: 1-2- ударных лозунга, причем, одновременно критического и конструктивного характера;

4 всесторонняя оценка сил конкурентов (оппозиции).

5 принципов проведения избирательной компании

Принцип 1. Разработка плана действия, охватывающего организационные вопросы и общую стратегию избирательной компанию.

Принцип 2. Создание собственной структуры избирательного процесса на основе учета конкретной ситуации, без копирования структур других избирательных процессов.

Принцип 3. Подбор способной и талантливой команды, способной работать с разными целевыми аудиториями.

Принцип 4. Организация работы слаженной команды с оптимальной организационной структурой.

Принцип 5. Следование определенным правилам игры на всех этапах избирательной компании.

Деятельность PR-специалиста, участвующего в команде кандидата в период проведения избирательной компании, включает:

- разработку плана собеседования с кандидатом СМИ;

- изучение его качеств с целью формирования позитивного имиджа;

- анализ биографии и программы как части имиджа;

- анализ социально-демографического состава населения избирательного округа, его потребностей и выгод;

- изучение степени соответствия сведений о кандидате и его программе выступлениям на встречах с избирателями, во время теледебатов, на митингах и т.д.;

- анализ представления избирателей о достоинствах недостатках кандидата;

- анализ освещенности выборной компании в СМИ и характер реакции населения на данные материалы;

- анализ встреч кандидата с избирателями (текст вступлений, вопросы, реакция публики);

- анализ предпочтений избирателей (за кого они собираются голосовать и почему).