Вопрос 3 pr в избирательных компаниях
PR в избирательных компаниях должны учитывать модели электорального поведения: социологическую, социально-психологическую, рационального выбора. Однако они используются не всегда успешно. Этому способствует: а) отсутствие полноценной политической социализации у большинства нынешних избирателей; б) иной по сравнению с западными обществами характер социальных расколов; в) наличие определенных, часто спонтанных или выбора по аналогии, установок у населения, нехарактерных для запада при голосовании, что в итоге ослабляет способность рационального выбора.
Основной недостаток вышеуказанных моделей электорального поведения с точки зрения их использования в практике политического PR заключается в отсутствие внимания к механизмам принятия избирателем электорального решения, поиску, обработке, применения информации, необходимой для выбора.
PR-специалист, принимающий участие в избирательной компании, должен быть ориентирован на факторы, способствующие её успеху. К ним относятся: 1) личность кандидата и его имидж; 2) специфика окружения кандидата; 3) политическое планирование: стратегия, тактика, бюджет, структура; 4) социальная особенность электората; 2) социальная, экономическая, общественная активность общества.
Проведение избирательной компании рассматривается в современном политическом маркетинге как обычная деловая операция, в которой кандидаты на любые выборные должности выступают в роли товара на продажу. К избирательным маркетинговым коммуникациям относятся: 1) политическая реклама; 2) политические PR (публикации в прессе, организация теледебатов, интервью, телевизионные выступления); 3) «личная продажа» (митинги, встречи кандидата или его доверенных лиц с избирателями); 4) «стимулирование продаж» (подарки, бесплатные обеды и т.д.).
Стратегия и тактика избирательной компании с позиции PR:
-
ситуационный анализ предвыборной ситуации и прогноз (оптимистический или пессимистический) с учетом данного анализа;
-
маркетинговый синтез: выдвижение целей, оценка целей и определение приоритетных задач, направленных на достижение целей;
-
стратегическое планирование: выдвижение возможных вариантов стратегий; выбор рабочей стратегии; решение о практической разработке стратегии;
-
тактическое планирование: какие действия следует предпринимать и почему и разработка оперативного плана;
-
маркетинговый контроль: обзор информации о результатах деятельности кандидата и его штаба и ее оценка.
Большое значение в PR во время избирательной компании имеет формировании имиджа кандидата. При его формировании необходимо учитывать основные функции данного имиджа и его основные характеристики.
Таблица – Функции имиджа кандидата
номинантная | позиционирование кандидата в среде других кандидатов |
эстетическая | подчеркивание привлекательности кандидата |
адресная | установление связи между кандидатом и целевой аудиторией |
Таблица – Характеристики имиджа кандидата
объективный (воспринимаемый) имидж | впечатление о кандидате, имеющееся у избирателей |
субъективный (зеркальный ) имидж | представление самого кандидата и его команды о том, как воспринимает кандидата электорат |
моделируемый имидж | образ, который пытаются сформировать кандидат, его команда и привлеченные специалисты |
желаемый (самоимидж) | образ, который кандидат и его команда хотели бы закрепить в сознании и чувствах избирателей |
требуемый (идеальный) | имидж, который ожидают от кандидата избиратели |
Планирование общей стратегии избирательной компании с позиции PR
1 оценка реальных шансов кандидата на победу с учетом его имиджа и состояния общественного мнения;
2 определение общественных групп, политических и иных организаций, на которые кандидат может опереться в избирательной компании, поиск путей их привлечения к мероприятиям, которые помогут кандидату победить;
3 разработка основных лозунгов избирательной компании: 1-2- ударных лозунга, причем, одновременно критического и конструктивного характера;
4 всесторонняя оценка сил конкурентов (оппозиции).
5 принципов проведения избирательной компании
Принцип 1. Разработка плана действия, охватывающего организационные вопросы и общую стратегию избирательной компанию.
Принцип 2. Создание собственной структуры избирательного процесса на основе учета конкретной ситуации, без копирования структур других избирательных процессов.
Принцип 3. Подбор способной и талантливой команды, способной работать с разными целевыми аудиториями.
Принцип 4. Организация работы слаженной команды с оптимальной организационной структурой.
Принцип 5. Следование определенным правилам игры на всех этапах избирательной компании.
Деятельность PR-специалиста, участвующего в команде кандидата в период проведения избирательной компании, включает:
- разработку плана собеседования с кандидатом СМИ;
- изучение его качеств с целью формирования позитивного имиджа;
- анализ биографии и программы как части имиджа;
- анализ социально-демографического состава населения избирательного округа, его потребностей и выгод;
- изучение степени соответствия сведений о кандидате и его программе выступлениям на встречах с избирателями, во время теледебатов, на митингах и т.д.;
- анализ представления избирателей о достоинствах недостатках кандидата;
- анализ освещенности выборной компании в СМИ и характер реакции населения на данные материалы;
- анализ встреч кандидата с избирателями (текст вступлений, вопросы, реакция публики);
- анализ предпочтений избирателей (за кого они собираются голосовать и почему).
- Тема 3 Связи с общественностью (pr) (12 часов)
- Вопрос 1 Общественность, общественное мнение, общественные связи
- Вопрос 2 pr как составная часть маркетинговых коммуникаций
- Тема 2 pr в системе внутренних коммуникаций организации (2 часа)
- Вопрос 1 Система внутренних коммуникаций организации
- Вопрос 2 Роль pr в кадровой политике организации
- Вопрос 3 Корпоративные (печатные) средства распространения информации в организациях
- Тема 3 pr во внешних коммуникаций (4 часа)
- Вопрос 1 Понятие внешних коммуникаций организации
- Вопрос 2 Массовые коммуникации и сми
- Вопрос 3 Отношения организации с широкой общественностью
- Тема 4 Проведение pr-акций (2 часа)
- Вопрос 1 pr-акция (кампания) как одна из форм реализации общественных связей
- Вопрос 2 Характеристика основных этапов осуществления pr-кампаний
- Тема 5 Общественные связи в различных сферах деятельности (2 часа)
- Вопрос 1 pr в кризисных ситуациях
- Вопрос 2 pr в сфере политики
- Вопрос 3 pr в избирательных компаниях
- Вопрос 4 pr в шоу-бизнесе