Тема 4.3 Основы группового поведения
Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Функции норм. Нормы и конформное поведение. Причины конформности. Норма как власть большинства. Влияние меньшинства в организации.
Сплоченность. Сочетание личностного и группового как основа сплоченности. Факторы сплоченности: совпадение ценностей, соответствие групповых целей индивидуальным потребностям, стиль руководства, организация коммуникации. Последствия сплоченности: усиление влияния групп на индивида, рост индивидуальной адаптации, снижение текучести рабочей силы. Сплоченность и групповая продуктивность.
Групповые традиции — сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.
Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.
Давление в группе— психологическое или иное воздействие, которое оказывается на тех ее членов, которые не подчиняются или игнорирует ее требования.
В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Для этого и осуществляется групповое давление.
Можно выделить следующие функции такого давления:
обеспечение достижения групповых целей;
сохранение группы как целого;
разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Давление— важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.
Возможны четыре варианта поведения человека в группе:
сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;
демонстрация антагонизма по отношению к группе;
■ свободное, осознанное отвержение групповых норм.
Наиболее распространенным является второй вариант поведения человека по отношению к группе. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней, получил название конформизма и его можно считать одним из важнейших факторов поддержания целостности группы, укрепления единства в ее рядах.
Процесс группового давления в малой группе показывает, какими путями достигается единство в ней. В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.
Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.
Можно выделить следующие функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окружению.
Конформизим — разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное подчинение распространенным взглядам, граничащее с косностью». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление.
Считается, что конформизм обусловлен двумя главными причинами:
социальным воздействием — конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребностью в одобрении окружающих;
личностным влиянием — конформизм вызван неуверенностью человека и его желанием поступать «правильно».
Наиболее известные исследования в области конформизма были проведены в 1950-е годы американским социальным психологом С. Эшем. Ситуация, в которой большинство оказывает воздействие на взгляды неуверенной в себе личности, получила название «эффект Эша». Эш обнаружил, что столкнувшись с мнением большинства, отдельные люди выказывают склонное отвергать свидетельства, полученные через собственные орга ны чувств, и соглашаться с большинством. Дальнейшие исследования показали, что склонность к конформизму резко ослабевает при определенных условиях — например, если к человеку присоединяются другие люди, разделяющие мнение меньшинства.
Однако следует проводить различие между общественной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (когда человек изменяет свои глубинные взгляды и убеждения). Как в экспериментальных условиях, так и в реальной жизни часто случается, что мы уступаем желаниям других людей не изменяя своих истинных убеждений (нормативное воздействие). Некоторые западные ученые утверждают, что изучение конформизма обусловлено специфическим культурным и историческим контекстом. Потребность в конформизме, по их мнению не так уж велика.
Нонконформизм — понятие, позволяющее описывать ситуации, когда человек противостоит искушению подчиниться действиям или суждением большинства. Нонконформизм обычно объясняется через процесс «категоризации» (см. Категоризация социальная). Люди иногда рассматривают себя в контексте своей принадлежности к отдельной группе или категории людей. Если такая категоризация образует важную часть наших представлений о себе («Я»-концепции), то человек более склонен к конформизму в рамках нормативного воздействия. Если принадлежность к группе не играет важной роли в этих представлениях, человек менее склонен подчиняться групповым нормам. Существует два главных типа нонконформизма:
♦ независимость, при которой люди противятся групповым нормам и придерживаются независимого поведения — например, те, кто не подвержен веяниям моды
♦ антиконформизм, который характеризуется последовательной оппозицией по отношению к групповым нормам — например, люди, постоянно бросающие вызов существующей моде из-за своего желания выглядеть не так, как другие.
Отказ подчиняться мнению большинства также можно объяснить в терминах приверженности убедительной позиции меньшинства.
Психологическая совместимость — взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух пли нескольких людей.
Совместимость специалистов позволяет им быстро достигнуть «сработанности» и обеспечивать высокий уровень эффективности совместной деятельности. Психологическая совместимость — условие интеграции и сплочения группы, коллектива, правильности подбора лидеров и руководителей в области управления. Несовместимость может стать предпосылкой конфликтов и срывов в общей работе в сложных ситуациях.
Проверка психологической совместимости осуществляется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических действий во время комплектования групп с исключительно 'грудными и ответственными задачами (экипаж космического корабля, машина скорой помощи и др.).
Для психологической совместимости необходимо не только психофизиологическое соответствие в быстроте реакций, энергозатратах и т.д., но и единство взглядов на задачи общей деятельности, готовность к сотрудничеству, взаимное приятие партнеров, основанное на сходстве ценностных ориентации.
Совместимость- несовместимость (срабатываемость – несрабатываемость) в процессе взаимодействия людей — сложный социально-психологическиий феномен, показывающий возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности людей.
Различают несколько видов совместимости ( по К.К.Платонов (1975)).
Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) — относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.
Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический и социально-психологический, социально-идеологический — имеют очевидные различия.
Совместимость — социально-психологическая характеристика группы, которая проявляется в способности ее членов согласовывать свои действия в различных формах сотрудничества; эта характеристика проявляется в субъективном чувстве удовлетворенности от совместной деятельности людей. Сработанность — характеристика эффективности совместной деятельности, ее определение зависит от деятельности и ее результатов, тогда как совместимость людей ближе к их симпатии, которая может и не быть опосредована деятельностью.
Совместимость людей можно не только диагностировать и прогнозировать, но и формировать, тренировать. Объектом воспитания, формирования может быть не переделка личностных особенностей человека, не подгонка его к напарнику — лидеру, а формирование эталонов профессионального поведения, усвоениепрофессиональных норм.
Пихологическая сплоченность членов группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность, как черта психологии группы выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства.
Согласно представлениям американских исследователей сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она есть своего рода результат действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения, силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:
сходство главных ценностных ориентации членов группы;
ясность и определенность групповых целей;
демократический стиль лидерства (руководства);
кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
относительно небольшой объем группы;
■ отсутствие конфликтующих между собой микро групп; престиж и традиции группы. Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:
уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);
степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.
Психологическое сплочение коллектива— целенаправленное управление системой личностных, эмоциональных отношений и контактов, необходимый этап его развития.
Сплочение коллектива начинается с усвоения каждым его членом целей и задач общей деятельности, своей роли в ее осуществлении. Это — исходная стадия, на которую определяющее влияние оказывает руководитель, его личный пример. Вторая стадия — межличностное познание и сближение людей; возникновение микрогрупп различной направленности; некоторые члены коллектива выражают нейтральные или даже негативные отношения к общим задачам.
Руководитель заботится об авторитетном положении тех, кто действительно стремится сделать коллектив сплоченным. На третьей стадии сплочения коллектива наблюдается совпадение интересов и устремлений его членов относительно всего круга задач их совместной деятельности и общения.
Сплочение малой группы характеризует процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
В свою очередь, сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.
- Министерство образования и науки рф
- 5. Место дисциплины в структуре ооп впо.
- 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
- 8. Содержание дисциплины (модуля)
- 9. Содержание разделов дисциплины (модуля)
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Тема 3.4 Функции организации
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Тема 3.6 Функция контроля
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 10. Темы для самостоятельного изучения
- 11. Образовательные технологии
- 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Практическое занятие № 1 Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии
- Практическое занятие № 2 Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека
- Практическое занятие № 3 Тема: Психологическая сущность организаций
- Практическое занятие № 4 Тема: Трудовой коллектив как объект управления
- Практическое занятие № 5 Тема: Командные принципы организации труда на предприятии
- Практическое занятие № 6 Тема: Психологические особенности принятия управленческих решений
- Практическое занятие № 7 Тема: Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей
- Практическое занятие № 8 Тема: Функция организации трудовой деятельности
- Практическое занятие № 9 Тема: Коммуникативная функция руководителя
- Практическое занятие № 10 Тема: Интерактивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 11 Тема: Перцептивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 12 Тема: Инновационная функция руководителя
- Практическое занятие № 13 Тема: Кадровые функции руководителя
- Практическое занятие № 14 Тема: Представительская функция руководителя
- Практическое занятие № 15 Тема: Личность менеджера
- Практическое занятие № 16 Тема: Деформации личности в управленческой деятельности
- Практическое занятие № 17-18 Тема: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей
- 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Электронные образовательные ресурсы (эор):
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Электронные учебники
- 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:
- 17. Содержательный компонент теоретического материала
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Понятие управления
- Развитие теории управления
- Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений»
- Системный подход в менеджменте
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Отличительные черты управления учебным процессом
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Методы исследований:
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Примерные виды работ и решений, принимаемых руководителем предприятия в течение рабочего дня
- Процесс принятия управленческих решений
- Этапы принятия управленческих решений
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Сущность функции целеполагания
- Типология целей организации
- Планирование деятельности организации
- Структура процесса планирования
- Типология планирования и его принципы
- Тема 3.4 Функции организации
- Объект, предмет и специфика cd- подхода
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Теория потребностей а. Маслоу и практика менеджмента
- Двухфакторная теория трудовой мотивации ф. Герцберга
- Тема 3.6 Функция контроля
- Контроль в управленческой деятельности
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Основные методы сбора информации при диагностических обследованиях
- Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы
- Концепция обучающей организации как проводника изменений
- Теории обучения
- Модель л. Колба
- Таксономия б. Блума
- Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях
- Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Уровни внедрения инноваций
- Управление изменениями
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 3.10 Представительская функция руководителя
- Раздел IV. Социально-психологические аспекты управления организациями
- Тема 4.1 Формальные и неформальные организации
- Тема 4.2 Руководство и лидерство
- Тема 4.3 Основы группового поведения
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Основные компоненты организационной культуры
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 18. Словарь терминов
- Основная образовательная программа
- 20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
- 21. Учебные занятия по дисциплине ведут: