logo
Психология управления М

Раздел II. Личность руководителя

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных усло­виях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и на­учным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничи­вается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный харак­тер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблю­дение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших усло­вий для изучения конкретных социально-психологических явлений и про­цессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специаль­но организованных условиях, а действия испытуемых определяются инст­рукцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые соци­ально-психологические явления; формирующим — в процессе которого раз­виваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявле­ние и анализ мнений различных людей о тех или иных социально-психоло­гических явлениях и процессах.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изуче­ния социально-психологических явлений по предметам совместной деятель­ности людей и практическим результатам, в которых воплощаются их твор­ческие силы и способности.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда во­просы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в фор­ме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испы­туемыми.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социальной психологии используемый для диаг­ностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяю­щий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в ма­лых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотноше­ний; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с по­следующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).