Основные компоненты организационной культуры
1) мировоззрение (отношение к другим сотрудникам, клиентам и конкурентам);
2) культурные ценности (типа «качество продукции» или «лидерство», а также «организационная мифология»);
3) характеристики поведения (ритуалы, церемонии, стереотипы поведения);
4) нормы взаимоотношений между работодателем, руководством и работниками (типа, «заработал — получил», своеобразные «правила игры» в организации);
5) психологический климат.
Выделяя уровни организационной культуры, Е. Б. Моргунов считает, что высшим уровнем является уровень мировоззрения, а уже за ним следует уровень культурных ценностей. При этом первый, мировоззренческий, уровень предполагает учет этнических и религиозных представлений работников. В частности, отмечая особенность современной ситуации, Е. Б. Моргунов пишет о том, что «в настоящее время на Западе прочно вошло в обращение и активно исследуется понятие протестантской деловой этики, в соответствии с которой человек обязан много трудиться и быть скромным в быту, лично принимать ответственность за свои успехи и неудачи».
Второй уровень — уровень культурных ценностей — включает в себя: 1) символы (высказывания, произведения искусства, реальные объекты или живые персонажи, нагруженные определенным смыслом); 2) организационную мифологию, в которой реализуется важнейший принцип: «Народ должен знать своих героев» (а мы бы добавили «и подражать им»).
В современном менеджменте важнейшим понятием является «миссия организации». М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн пишут: «Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии». Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулировка миссии организации должна включать в себя информацию о задачах фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий (проще говоря, объяснения, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма); должна быть упомянута «внешняя» по отношению к фирме среда, которая определяет рабочие принципы фирмы; и конечно, должна дать характеристику культуры организации (какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?).Сущность миссии организации выражена в словах Питера Ф. Друкера: «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства — создание клиента». Многие считают, что главная миссия — это получение прибыли. Но, как отмечают М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн, «прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия», и «поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой», а «выбор такой узкой миссии, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения».
- Министерство образования и науки рф
- 5. Место дисциплины в структуре ооп впо.
- 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
- 8. Содержание дисциплины (модуля)
- 9. Содержание разделов дисциплины (модуля)
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Тема 3.4 Функции организации
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Тема 3.6 Функция контроля
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 10. Темы для самостоятельного изучения
- 11. Образовательные технологии
- 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Практическое занятие № 1 Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии
- Практическое занятие № 2 Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека
- Практическое занятие № 3 Тема: Психологическая сущность организаций
- Практическое занятие № 4 Тема: Трудовой коллектив как объект управления
- Практическое занятие № 5 Тема: Командные принципы организации труда на предприятии
- Практическое занятие № 6 Тема: Психологические особенности принятия управленческих решений
- Практическое занятие № 7 Тема: Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей
- Практическое занятие № 8 Тема: Функция организации трудовой деятельности
- Практическое занятие № 9 Тема: Коммуникативная функция руководителя
- Практическое занятие № 10 Тема: Интерактивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 11 Тема: Перцептивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 12 Тема: Инновационная функция руководителя
- Практическое занятие № 13 Тема: Кадровые функции руководителя
- Практическое занятие № 14 Тема: Представительская функция руководителя
- Практическое занятие № 15 Тема: Личность менеджера
- Практическое занятие № 16 Тема: Деформации личности в управленческой деятельности
- Практическое занятие № 17-18 Тема: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей
- 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Электронные образовательные ресурсы (эор):
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Электронные учебники
- 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:
- 17. Содержательный компонент теоретического материала
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Понятие управления
- Развитие теории управления
- Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений»
- Системный подход в менеджменте
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Отличительные черты управления учебным процессом
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Методы исследований:
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Примерные виды работ и решений, принимаемых руководителем предприятия в течение рабочего дня
- Процесс принятия управленческих решений
- Этапы принятия управленческих решений
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Сущность функции целеполагания
- Типология целей организации
- Планирование деятельности организации
- Структура процесса планирования
- Типология планирования и его принципы
- Тема 3.4 Функции организации
- Объект, предмет и специфика cd- подхода
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Теория потребностей а. Маслоу и практика менеджмента
- Двухфакторная теория трудовой мотивации ф. Герцберга
- Тема 3.6 Функция контроля
- Контроль в управленческой деятельности
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Основные методы сбора информации при диагностических обследованиях
- Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы
- Концепция обучающей организации как проводника изменений
- Теории обучения
- Модель л. Колба
- Таксономия б. Блума
- Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях
- Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Уровни внедрения инноваций
- Управление изменениями
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 3.10 Представительская функция руководителя
- Раздел IV. Социально-психологические аспекты управления организациями
- Тема 4.1 Формальные и неформальные организации
- Тема 4.2 Руководство и лидерство
- Тема 4.3 Основы группового поведения
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Основные компоненты организационной культуры
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 18. Словарь терминов
- Основная образовательная программа
- 20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
- 21. Учебные занятия по дисциплине ведут: