logo
Психология управления М

Тема 4.3 Основы группового поведения

Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Функции норм. Нормы и конформное поведение. Причины конформности. Норма как власть большинства. Влияние меньшинства в организации.

Сплоченность. Сочетание личностного и группового как основа сплоченности. Факторы сплоченности: совпадение ценностей, соответствие групповых целей индивидуальным потребностям, стиль руководства, организация коммуникации. Последствия сплоченности: усиление влияния групп на индивида, рост индивидуальной адаптации, снижение текучести рабочей силы. Сплоченность и групповая продуктивность.

Групповые традиции — сложившиеся на осно­ве длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, прави­ла и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало по­требностью каждого члена малой группы.

В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции при­сущи каждой конкретной общности (группе, коллекти­ву). Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.

Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, жела­нием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с при­вычными и значимыми для них общественными и груп­повыми представлениями, ценностями.

Давление в группе— психологическое или иное воздействие, которое оказывается на тех ее членов, которые не подчиняются или игнорирует ее требования.

В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и зак­репляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и при­нятые ими в интересах регулирования взаимоотноше­ний. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающих­ся на базе выработки определенного отношения к соци­альной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Для этого и осу­ществляется групповое давление.

Можно выделить следующие функции такого давления:

Давление— важный механизм поддержания внут­ренней однородности и целостности малой группы. Зна­чение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.

Возможны четыре варианта поведения человека в группе:

■ свободное, осознанное отвержение групповых норм.

Наиболее распространенным является второй вари­ант поведения человека по отношению к группе. Фено­мен вынужденного принятия человеком норм и ценнос­тей группы под угрозой потери членства или устойчиво­го положения в ней, получил название конформизма и его можно считать одним из важнейших факторов под­держания целостности группы, укрепления единства в ее рядах.

Процесс группового давления в малой группе показывает, какими путя­ми достигается единство в ней. В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.

Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказы­вается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как груп­повое давление.

Можно выделить следующие функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на ко­торые они должны ориентироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окружению.

Конформизим — разновидность социального воздей­ствия, результатом которого является стремление соот­ветствовать мнению большинства. Термин часто исполь­зуется в негативном смысле как «бездумное подчинение распространенным взглядам, граничащее с косностью». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассмат­риваться как социально желательное явление.

Считается, что конформизм обусловлен двумя глав­ными причинами:

Наиболее известные исследования в области конфор­мизма были проведены в 1950-е годы американским со­циальным психологом С. Эшем. Ситуация, в которой большинство оказывает воздействие на взгляды неуве­ренной в себе личности, получила название «эффект Эша». Эш обнаружил, что столкнувшись с мнением боль­шинства, отдельные люди выказывают склонное отвер­гать свидетельства, полученные через собственные орга ны чувств, и соглашаться с большинством. Дальней­шие исследования показали, что склонность к конфор­мизму резко ослабевает при определенных условиях — например, если к человеку присоединяются другие люди, разделяющие мнение меньшинства.

Однако следует проводить различие между обществен­ной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (ког­да человек изменяет свои глубинные взгляды и убежде­ния). Как в экспериментальных условиях, так и в ре­альной жизни часто случается, что мы уступаем жела­ниям других людей не изменяя своих истинных убежде­ний (нормативное воздействие). Некоторые западные ученые утверждают, что изучение конформизма обус­ловлено специфическим культурным и историческим кон­текстом. Потребность в конформизме, по их мнению не так уж велика.

Нонконформизм — понятие, позволяющее опи­сывать ситуации, когда человек противостоит искуше­нию подчиниться действиям или суждением большин­ства. Нонконформизм обычно объясняется через про­цесс «категоризации» (см. Категоризация социальная). Люди иногда рассматривают себя в контексте своей принадлежности к отдельной группе или категории лю­дей. Если такая категоризация образует важную часть наших представлений о себе («Я»-концепции), то чело­век более склонен к конформизму в рамках норматив­ного воздействия. Если принадлежность к группе не иг­рает важной роли в этих представлениях, человек ме­нее склонен подчиняться групповым нормам. Существует два главных типа нонконформизма:

независимость, при которой люди противятся груп­повым нормам и придерживаются независимого пове­дения — например, те, кто не подвержен веяниям моды

антиконформизм, который характеризуется после­довательной оппозицией по отношению к групповым нормам — например, люди, постоянно бросающие вы­зов существующей моде из-за своего желания выгля­деть не так, как другие.

Отказ подчиняться мнению большинства также мож­но объяснить в терминах приверженности убедительной позиции меньшинства.

Психологическая совместимость — взаимо­дополняемость, оптимальное единство и непротиворе­чивость психологических свойств двух пли нескольких людей.

Совместимость специалистов позволяет им быстро достигнуть «сработанности» и обеспечивать высокий уро­вень эффективности совместной деятельности. Психо­логическая совместимость — условие интеграции и спло­чения группы, коллектива, правильности подбора ли­деров и руководителей в области управления. Несовмес­тимость может стать предпосылкой конфликтов и сры­вов в общей работе в сложных ситуациях.

Проверка психологической совместимости осуществ­ляется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических действий во время комплектования групп с исключительно 'грудными и ответственными задача­ми (экипаж космического корабля, машина скорой по­мощи и др.).

Для психологической совместимости необходимо не только психофизиологическое соответствие в быстроте реакций, энергозатратах и т.д., но и единство взглядов на задачи общей деятельности, готовность к сотрудни­честву, взаимное приятие партнеров, основанное на сход­стве ценностных ориентации.

Совместимость- несовместимость (срабатываемость – несрабатываемость) в процессе взаимодействия людей — сложный социально-психологическиий феномен, показывающий возмож­ности и перспективы достижения эффективности в со­вместной деятельности людей.

Различают несколько видов совместимости ( по К.К.Платонов (1975)).

Психофи­зиологическая совместимость основывается на взаимо­действии особенностей темперамента, потребностей ин­дивидов.

Психологическая совместимость предполага­ет взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.

Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, инте­ресов, ценностных ориентации участников.

Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве соци­альных установок (по интенсивности и направленнос­ти) — относительно возможных фактов действительно­сти, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.

Между этими видами совместимости нет четких гра­ниц, тогда как крайние уровни совместимости, напри­мер физиологический и социально-психологический, со­циально-идеологический — имеют очевидные различия.

Совместимость — социально-психологическая характеристика группы, которая проявляется в способности ее членов согласовы­вать свои действия в различных формах сотрудничества; эта ха­рактеристика проявляется в субъективном чувстве удовлетворен­ности от совместной деятельности людей. Сработанность — ха­рактеристика эффективности совместной деятельности, ее опре­деление зависит от деятельности и ее результатов, тогда как со­вместимость людей ближе к их симпатии, которая может и не быть опосредована деятельностью.

Совместимость людей можно не только диагностировать и про­гнозировать, но и формировать, тренировать. Объектом воспита­ния, формирования может быть не переделка личностных осо­бенностей человека, не подгонка его к напарнику — лидеру, а формирование эталонов профессионального поведения, усвоениепрофессиональных норм.

Пихологическая сплоченность членов группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, ус­тановок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для груп­пы в целом. Сплоченность, как черта психологии груп­пы выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духов­ной общности и единства.

Согласно представлениям американских исследова­телей сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она есть своего рода результат действия тех сил, которые удерживают людей в груп­пе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выго­ды» от членства в ней не просто превышают «издер­жки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения, силы сплочения определены «балансом» сте­пеней привлекательности собственной и других дос­тупных групп.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:

■ отсутствие конфликтующих между собой микро­ групп; престиж и традиции группы. Конкретными показателями психологической сплочен­ности обычно являются:

Психологическое сплочение коллектива— целенаправленное управление системой личност­ных, эмоциональных отношений и контактов, необхо­димый этап его развития.

Сплочение коллектива начинается с усвоения каж­дым его членом целей и задач общей деятельности, сво­ей роли в ее осуществлении. Это — исходная стадия, на которую определяющее влияние оказывает руководитель, его личный пример. Вторая стадия — межличностное познание и сближение людей; возникновение микрогрупп различной направленности; некоторые члены коллек­тива выражают нейтральные или даже негативные от­ношения к общим задачам.

Руководитель заботится об авторитетном положении тех, кто действительно стремится сделать коллектив сплоченным. На третьей стадии сплочения коллектива наблюдается совпадение интересов и устремлений его членов относительно всего круга задач их совместной деятельности и общения.

Сплочение малой группы характеризует процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совмест­ной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.

В свою очередь, сплоченность как черта психологии группы, выражаю­щая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщен­ным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплочен­ность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и цен­ность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.