Развитие теории управления
Развитие теории управления описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт рассматривал теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем, и с точки зрения рационального и социального факторов. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличие от замкнутой) на внешние воздействия, будь тоизменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.
Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.
Р. Скотт выделил в развитии теории и практики управления четыре этапа.
С начала XX в. (то есть момента зарождения теории управления) и до 1960-х гг. принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей
Этапы эволюции представлений о процессе управления
Вклад в развитие науки | Выдающиеся представители | Внешняя среда |
1. Классическая школа | ||
Научное управление; система контроля; хронометраж; изучение движений; функции управления; административная теория | Гант (1908), Тейлор (1911), Гилберт (1914), Черч (1914), Файоль (1916), Муни и Рейли (1931), Девис (1935), Урвик (1943), Гьюлик (1943) | Рост размеров организации; рост рынка товаров и услуг; Первая мировая война; постиндустриальная революция; снижение роли собственника в управлении; рост влияния профессиональных менеджеров |
2. Поведенческая школа | ||
Прикладная мотивация; профессиональные менеджеры; управление в целом | Ротлисбергер (1939), Барнард (1938), Мэйо (1945), Друкер (1945), Макгрегор (1960), Ликерт(1961) | Вторая мировая война; рост профсоюзов; потребность в подготовленных менеджерах |
3. Школа управленческой науки | ||
Исследование операций; моделирование; теория игр; теория решений; математические модели | Черчмен (1957), Марч и Саймон (1958), Фор-рестер (1961), Райфа (1968) | Рост размеров корпораций; конгломераты; «холодная война»; спад производства; военно-промышленный комплекс |
4. Ситуационный подход в управлении | ||
Динамическое окружение; органикомеханистическая теория; матричные разработки; социальная ответственность; организационные изменения; информационная система | Берне Сталкер (1961), Вудфорт (1965), Томпсон (1967), Лоуренц и Лорш (1967) | Расширяющаяся экономика; космическое соперничество; высокотехнологичные продукты; война во Вьетнаме; борьба за гражданские права; рост числа профессий, требующих высокой квалификации |
мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы.
На таких предприятиях до недавнего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.
Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.
В то же время, как это видно в таблице, имеет место эволюция и в другом направлении — от рационального фактора к социальному.
У. Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившего название теории «А» и теории «Z», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках.
В мировой теории и практике управления бизнесом происходят серьезные изменения в связи с необходимостью руководства в ситуации постоянных общественных перемен. Интерес к управлению изменениями в организации растет с той же скоростью, что и сами изменения.
Таким образом, управление в условиях изменений — это, прежде всего, последовательность действий, нацеленных на перестройку организации и приспособление ее к существенно меняющимся обстоятельствам.
На таких предприятиях до недавнего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.
Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.
- Министерство образования и науки рф
- 5. Место дисциплины в структуре ооп впо.
- 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
- 8. Содержание дисциплины (модуля)
- 9. Содержание разделов дисциплины (модуля)
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Тема 3.4 Функции организации
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Тема 3.6 Функция контроля
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 10. Темы для самостоятельного изучения
- 11. Образовательные технологии
- 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Практическое занятие № 1 Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии
- Практическое занятие № 2 Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека
- Практическое занятие № 3 Тема: Психологическая сущность организаций
- Практическое занятие № 4 Тема: Трудовой коллектив как объект управления
- Практическое занятие № 5 Тема: Командные принципы организации труда на предприятии
- Практическое занятие № 6 Тема: Психологические особенности принятия управленческих решений
- Практическое занятие № 7 Тема: Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей
- Практическое занятие № 8 Тема: Функция организации трудовой деятельности
- Практическое занятие № 9 Тема: Коммуникативная функция руководителя
- Практическое занятие № 10 Тема: Интерактивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 11 Тема: Перцептивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 12 Тема: Инновационная функция руководителя
- Практическое занятие № 13 Тема: Кадровые функции руководителя
- Практическое занятие № 14 Тема: Представительская функция руководителя
- Практическое занятие № 15 Тема: Личность менеджера
- Практическое занятие № 16 Тема: Деформации личности в управленческой деятельности
- Практическое занятие № 17-18 Тема: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей
- 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Электронные образовательные ресурсы (эор):
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Электронные учебники
- 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:
- 17. Содержательный компонент теоретического материала
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Понятие управления
- Развитие теории управления
- Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений»
- Системный подход в менеджменте
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Отличительные черты управления учебным процессом
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Методы исследований:
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Примерные виды работ и решений, принимаемых руководителем предприятия в течение рабочего дня
- Процесс принятия управленческих решений
- Этапы принятия управленческих решений
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Сущность функции целеполагания
- Типология целей организации
- Планирование деятельности организации
- Структура процесса планирования
- Типология планирования и его принципы
- Тема 3.4 Функции организации
- Объект, предмет и специфика cd- подхода
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Теория потребностей а. Маслоу и практика менеджмента
- Двухфакторная теория трудовой мотивации ф. Герцберга
- Тема 3.6 Функция контроля
- Контроль в управленческой деятельности
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Основные методы сбора информации при диагностических обследованиях
- Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы
- Концепция обучающей организации как проводника изменений
- Теории обучения
- Модель л. Колба
- Таксономия б. Блума
- Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях
- Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Уровни внедрения инноваций
- Управление изменениями
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 3.10 Представительская функция руководителя
- Раздел IV. Социально-психологические аспекты управления организациями
- Тема 4.1 Формальные и неформальные организации
- Тема 4.2 Руководство и лидерство
- Тема 4.3 Основы группового поведения
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Основные компоненты организационной культуры
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 18. Словарь терминов
- Основная образовательная программа
- 20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
- 21. Учебные занятия по дисциплине ведут: