logo
Психология управления М

Перечень основных профессионально важных качеств, использу­емых при составлении аналитической профессиограммы

1. Мышление, интеллект

продуктивное (творческое) — репродуктивное;

наглядно-образное;

наглядно-действенное;

словесно-логическое (вербальное и невербальное);

практическое и теоретическое;

интуитивное — логическое;

общая эрудиция;

специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности

зрительное, цветоразличение;

слуховое;

тактильное;

кинетическое;

вкусовое;

межличностное, социальное.

3. Память, объем памяти, скорость запоминания

произвольная и непроизвольная; долговременная, кратковременная;

сенсорная (до 1 с): иконическая (зрительная) и эхотическая (слуховая); логическая; образная; эмоциональная; сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание, переключаемость, объем внимания

произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное; устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы

сила;

подвижность; уравновешенность; лабильность и динамичность.

6. Двигательные характерисики

координация движений (по конкретным двигательным органам); тремор рук; скорость реакции.

7. Коммуникативные характеристики

1) экстравертированность — интровертированность (связано со свойствами нервной системы);

  1. организаторские способности, готовность к лидерству;

  2. коммуникативные способности, обаяние;

4) речь: внешняя —внутренняя, вербальная —невербальная, устная —письменная; высота, сила, тембр голоса;

  1. коммуникативная воспитанность и такт;

  2. чувство юмора, остроумие.

8. Мотивация

  1. профессиональные интересы и склонности;

  2. устойчивость мотивов;

  3. согласованность, непротиворечивость мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики

1) соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценостей;

2) иерархия ценностей (общая и профессиональная);

3) смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;

  1. доброта;

  2. бескорыстие;

  3. честность, порядочность;

  4. обязательность, ответственность, исполнительность;

  5. самокритичность.

10. Волевые характеристики

  1. смелость, решительность;

  2. целеустремленность;

  3. осмысленность ответственных действий;

  4. эмоциональная устойчивость;

  5. склонность к риску.

11. Эстетическое чувство, художественный вкус

1) конкретные эстетические способности (музыкальные, ху­дожественные, моторные и др.);

2) продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.

12. Профессиональный и жизненный опыт

1) способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;

2) способность разумно действовать в трудных ситуациях.

13. Психофизиологические характеристики человека

  1. физическая сила;

  2. выносливость;

  3. утомляемость.

14. Общее состояние психического и физического здоровья и его адекватная самооценка человеком

Одной из функций руководителя по управлению персоналом является организация адаптации персонала.

Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не толь­ко к различным сторонам жизнедеятельности организ­мов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

Адаптация компенсирует недостаточность привычно­го поведения в новых условиях. Благодаря ей создают­ся возможности ускорения оптимального функциониро­вания организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнитель­ные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.

Различают следую­щие два вида адаптации: биофизиологическую, и социально-психологическую.

Адаптация биофизиологическая— приспо­собление организма к устойчивым и меняющимся усло­виям среды (температуре, атмосферному давлению, влаж­ности, освещению и другим внешним физическим усло­виям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе.

Характерным для биофизиологической адаптации че­ловека является то, что он может использовать разно­образные вспомогательные средства, являющиеся про­дуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Адаптация социально-психологическая —процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-пси­хологическими ролевыми функциями. В процессе соци­ально-психологической адаптации человек стремится до­стигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществле­ния повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адек­ватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных об­стоятельствах.

Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состо­яния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Защитные ме­ханизмы психики выступают при этом как способы пси­хологической адаптации человека. Определяющее зна­чение в их образовании и проявлении, как свидетель­ствуют исследования, принадлежит травмирующим со­бытиям в сфере межличностных отношений и особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует ус­пешности социально-психологической адаптации.

Кро­ме психологической защиты к другим функциям соци­ально-психологической адаптации относятся:

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

1) прогрессивной, которой свойственно достиже­ние всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом — с другой;

2) регрессивной, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Некоторые психологи обозначают регрессив­ную адаптацию как конформную, основанную на фор­мальном принятии личностью социальных норм и тре­бований. В такой ситуации личность лишает себя воз­можности самореализоваться, проявить свои творчес­кие способности, испытать чувство собственного досто­инства. Только прогрессивная адаптация может способ­ствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность конформистской стратегии формирует склонность личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаб­лонов поведения) и ведет к созданию все новых про­блемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

По механизму осуществления социально-психологи­ческая адаптация бывает добровольной или принуди­тельной. Добровольная адаптация — это адаптация по желанию. Человек может адаптироваться и к нежела­тельным, отрицательным для себя социальным явлени­ям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Это адап­тация — принудительная. Но она будет проходить в ущерб человеку — за счет деформации интеллектуаль­ных и моральных качеств личности, развития у нее мен­тальных и эмоциональных нарушений, которые в кон­це концов приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии.

Наряду с термином «адаптация» используется и термин «переадаптация», понимающийся как процесс перестройки личности при коренных изменениях ус­ловий и содержания ее жизни и деятельности. При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Адаптация и переадап­тация различаются лишь степенью перестройки лич­ности. Процесс адаптации связан с коррекцией, дос­тройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом. Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и сред­ствам реализации, либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждать­ся в реадаптации, если происходит переход в преды­дущие условия ее жизни и деятельности. Так, напри­мер, переход человека из гражданских, мирных ус­ловий его жизнедеятельности к военным обычно со­провождается не только адаптацией, но и переадап­тацией его психики. При возвращении к мирной жиз­ни у таких военнослужащих происходит их реадап­тация и нередко с серьезными психологическими по­следствиями.