logo
Психология управления М

Объект, предмет и специфика cd- подхода

Объектом ОD-подхода всегда является организация, по­нимаемая как группа людей, деятельность которых созна­тельно координируется для достижения общих целей. При этом организации могут быть объектом применения СD-подхода независимо оn nого, какие цели они реализуют. Сле­довательно, и бизнес, и политические, и общественные, и даже государственные организации могут рассматриваться как объекты СD -подхода.

Любая организация имеет некую локализацию в простран­стве и времени, предполагает наличие определенных про­странственно-временных границ. Все, что находится за пре­делами этих границ, предстает для организации как среда существования. Хотя степень проницаемости и жесткости границ может быть различной, любая организация, являясь открытой системой, находится в постоянном взаимодействии со средой.

Каждая организация проходит свой путь от «рождения» до «смерти», находясь в постоянном процессе изменений: развитие есть атрибут любой организации. Среда существования орга­низации также изменяется: меняются политическая и соци­альная ситуации, налоговая политика, законодательство, ко­нъюнктура на рынке, времена года, погодные условия и т.д.

Организация может существовать и реализовывать стоящие перед ней цели, только если ее изменения адекватны изме­нениям и требованиям среды.

Предметом СD -подхода является планируемый и управля­емый процесс изменения организации, позволяющий мак­симально реализовывать ее цели при сохранении адекват­ности требованиям изменяющейся среды.

Для своих создателей, владельцев, учредителей организа­ция — средство достижения собственных целей. То же и для персонала организации, хотя цели персонала и владельцев могут не совпадать. Таким образом, для существования и развития организации она должна быть зачем-то нужна сво­им членам и учредителям, должна позволять им реализовы­вать те цели, которые нельзя или хотя бы сложнее было бы достигнуть без организации.

Но организация должна быть зачем-то нужна и среде. Она должна что-то давать среде и иметь потребителей — тех,кто заинтересован в ее продукте. Чем больше элементов среды заинтересовано в существовании организации, тем устойчивее ее положение, тем больше возможностей для ее развития. При этом продукт деятельности организации всегда предполагает некую технологию производства, ко­торая, в свою очередь, задает некие ограничения и требо­вания.

Таким образом, можно выделить четыре основных систе­мообразующих фактора, которые определяют возможности развития организации:

  1. цели и интересы лидеров— владельцев, менеджеров высшего уровня;

  2. цели и интересы персонала;

  3. требования и ограничения, задаваемые технологией производства и реализации продукта (товара, услуги);

  4. требования среды: экономические, политические, со­циальные и т. п.

Все эти требования имеют разные источники, между ними, как правило, возникают противоречия, которые и задают необходимость изменения, развития организации.

Каждая организация вынуждена при этом решать две ба­зовые проблемы:

  1. выживание в условиях изменяющейся среды;

  2. интеграция: как не распасться под действием внутрен­них противоречий и конфликтов.

Основной задачей управления организацией является использование противоречий, возникающих между систе­мообразующими факторами, для ее выживания, интеграции и развития. В зависимости от того, насколько лидерам уда­ется решать эту задачу, организация оказывается эффектив­ной или неэффективной.