7. Основные факторы риска при внедрении систем класса erp на российских предприятиях.
1. Факторы риска на этапе принятия решения о внедрении учетно-управленческой системы и выбора программного продукта.
Частота встречаемости. Опираясь на результаты анкетирования консультантов, мы ранжировали факторы риска в порядке убывания частоты встречаемости - от самого распространенного до наиболее редко встречающегося:
Функциональные возможности системы превосходят масштаб бизнеса предприятия ;
Заниженная оценка руководством компании-заказчика масштабов организационных преобразований в компании, обусловленных внедрением системы;
Система не поддерживает отраслевую специфику бизнеса заказчика;
Переоценка заказчиком возможностей системы ERP ;
Масштаб бизнеса предприятия превосходит функциональные возможности системы.
2. Факторы риска, связанные с выбором консультанта
выбор консультанта является неотъемлемой частью подготовительного этапа проекта по внедрению системы ERP, а неверный подход заказчика к выбору консультанта предопределяет серьезные осложнения в ходе выполнения проекта или даже полный его провал. Таким образом, ошибочные критерии выбора консультанта - это серьезные факторы риска, проявляющиеся на этапах планирования и внедрения. Выбор консультанта осложняется тем обстоятельством, что качество его услуг - и в этом специфика проектов по внедрению учетно-управленческих систем - можно оценить лишь позднее, после завершения проекта.
Заказчики, уже "пережившие" внедрение, рекомендуют выбирать консультанта, прежде всего, по числу удачно завершенных проектов внедрения и по наличию опыта работы в конкретной отрасли. следует отдавать предпочтении перед разработчиками, занимающимися внедрением собственных продуктов, либо дистрибьюторами, ориентированными на конкретную западную систему и оказывающими услуги по ее локализации и внедрению.
3. Факторы риска на этапе планирования
Этап планирования тесно связан с предыдущим подготовительным этапом, на котором должны быть подробно определены цели проекта по внедрению учетно-управленческой системы. По идее, на этой стадии заказчик - самостоятельно или вместе с консультантом - формирует проектную команду и продумывает способы контроля результатов ее деятельности, составляет расписание внедрения функциональных компонентов, планирует сроки и бюджет проекта, а также оценивает окупаемость учетно-управленческой системы. Последствия ошибок, совершенных на этом этапе и проявляющиеся на стадии собственно внедрения, очевидны - срыв намеченных сроков и перерасход бюджета, выделенного на проект. При этом важнейшим показателем являются все-таки сроки проекта, так как превышение расписания неизбежно оборачивается превышением бюджета.
Наши эксперты отмечают, что вышеназванные "фундаментальные" факторы риска - нереальные плановые сроки и бюджет - могут быть обусловлены различными причинами:
неготовностью заказчика частично адаптировать свои требования к функциональным возможностям системы и его стремлением решить свои задачи путем заказного программирования;
несоответствием скорости изменения хозяйственных процессов предприятия скорости внедрения;
желанием клиента внедрить все и сразу; а также
неправильной постановкой задач.
4. Факторы риска на этапе внедрения
На этом важнейшем этапе проекта по внедрению учетно-управленческой системы проявляются риски, заложенные на предыдущих стадиях принятия решения о внедрении и выбора системы или планирования внедрения (постановочные риски), а также многочисленные собственные технологические и организационные риски. Нельзя забывать и о "сквозных" факторах, реализующихся практически на каждом этапе проекта.
Постановочные риски, по мнению консультантов, обусловлены:
Нереальными планами по срокам и ресурсам;
Тем, что клиент заказывает не ту функциональность, которая ему понадобится через полгода - год;
Неадекватностью и неправильной структурой проектной команды заказчика;
Неадекватностью проектной группы консультанта.
К "сквозным" рискам относятся:
Политические риски (когда проект по внедрению учетно-управленческой системы служит рычагом политической борьбы на предприятии);
Риск, связанный с консультантами: доля работ, выполняемых консультантом, должна снижаться в течение проекта - иначе система на предприятии не "приживется".
Наконец, организационные риски, прежде всего, обусловлены:
Недостаточным участием высшего руководства в проекте;
Организационной неготовностью предприятия к внедрению учетно-управленческой системы (неформализованными хозяйственными процессами, отсутствием корпоративных стандартов и пр.);
Человеческим фактором (в частности, сопротивлением персонала, психологической усталостью от проекта и т. д.);
Неэффективными коммуникациями (то есть отсутствием "внутреннего пиара" проекта на предприятии).
- 1.Методология и принципы реинжиниринга бизнес-процессов.
- 2. Понятие и характеристики бизнес-процесса.
- 3. Моделирование бизнеса и case- технологий
- 4. Классификация информационных систем.
- 5. Развитие информационной модели управления предприятия.
- 6. Современные подходы к построению корпоративной информационной системы.
- 7. Основные факторы риска при внедрении систем класса erp на российских предприятиях.
- 8. Критерии выбора, совокупная стоимость владения и эффект от внедрения erp-систем.
- 9..Анализ и оценка проектных рисков.
- 10.Критерии выбора вложений капитала
- 11. Финансовый инжиниринг в системе управления предприятием.
- 12. Роль информационных и интеллектуальных технологий и реинжиниринге бизнес-процессов.
- 13. Оптимизация структуры и состава портфеля финансовых активов.
- 14. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов.
- 15.Принципы менеджмента обеспечивающих цепочек.
- 16.Реинжиниринг в управлении оборотными активами.
- 19. Специфика современных проблем управления.
- 20.Кризис функционального управления.
- 21. Эволюция организационных структур.
- 22. Процессно-ориентированное управление: модели управления организацией и их взаимосвязь с результативностью бизнеса.
- 23. Принципы тактического анализа процессов управления.
- 25. Развитие организационной модели управления предприятием.
- 26.Соотношение понятий реинжиниринга и инжиниринга бизнес-процессов.
- 27. Организационно-экономические условия реинжиниринга организаций
- 29. Формирование российского менеджмента.
- 30. Совершенствование организаций на основе теории систем.
- 31. Принципы качества э.Деминга.
- 32. Развитие взглядов на улучшение бизнес-процессов.
- 33. Оптимальный бизнес-процесс: критерии оптимальности и основные этапы оптимизации бизнес-процессов.
- 34. Экспертные системы индентификации бизнес-процессов: метод анализа иерархий.
- 35. Экспертные система индентификации бизнес-процессов: метод сбалансированой системы показателей.