33. Оптимальный бизнес-процесс: критерии оптимальности и основные этапы оптимизации бизнес-процессов.
Можно выделить четыре главных принципа.
Принцип первый. У оптимизации должна быть основа. Суть этого принципа заключается в том, что перед тем как проводить оптимизацию, надо четко выделить бизнес-процессы. Оптимизировать хаос может только Бог. Человеку же надо сначала «увидеть» ход протекания процессов, то есть зафиксировать их в виде моделей «как есть». Ведь если не удается описать процессы, происходящие в настоящее время (например, из-за их высокой изменчивости), то и оптимизировать будет нечего (в данной ситуации можно выстраивать процессы заново, оценивать их оптимальность и улучшать уже новые процессы).
Принцип второй. При оптимизации «рыбу чистят с хвоста». Данный принцип означает, что оценивать оптимальность надо от частного к общему, выявляя отдельные недостатки, объединяя их в группы и оперативно устраняя. А если лично вам ближе подход от общего к частному, то вам нужен реинжиниринг, то есть комплексное, системное, «до основания…».
Принцип третий. Решения по оптимизации - неоднозначны. Другими словами, велика вероятность того, что устраняя неоптимальность по одному критерию, мы ухудшаем процесс по другому. Причем недостаточно просто знать об этом, надо еще и уметь выявлять такие последствия, оценивать преимущества и недостатки и делать обоснованный выбор.
Принцип четвертый. Сотрудники не любят оптимальные процессы. Неизбежным следствием настоящей оптимизации процессов является усиление эксплуатации исполнителей, поэтому неизбежно явное и неявное, часто даже неосознаваемое людьми сопротивление.
Из данных принципов достаточно логично следуют условия и шаги проведения оптимизации:
1) Перед тем как начинать работу по оптимизации, необходимо описать существующие в компании бизнес-процессы «как есть» (создать их модели). Описания бизнес-процессов должны быть четкими, однозначными и затрагивать уровень, на котором видна конкретная работа сотрудников. Объем моделей может быть разным: как по отдельно выделенному БП, так и по группе взаимосвязанных бизнес-процессов. Безусловно, чем больше процессов описано в модели, тем лучше и шире можно оценить их оптимальность.
2) Оценивая оптимальность, в первую очередь надо анализировать каждую часть бизнес-процесса, выполняемую конкретным исполнителем (далее мы будем называть ее процедура). Оценивая ее, надо проверять, к каким результатам приводит правильное выполнение, какие данные или материалы исполнитель получает в итоге, что он с ними делает, насколько оптимальны его действия, а также время работы и продолжительность выполнения процедуры.
3) Проанализировав каждую процедуру и определив ее явные недостатки, можно оценить оптимальность управления бизнес-процессом и оптимальность группы процессов. Результатами оценки оптимальности должны стать выявленные недостатки в процессе и/или группе процессов.
4) Затем надо разработать предложения по исправлению выявленных недостатков, перестроить модель процесса («как будет»), учитывая данные предложения, пересмотреть действия исполнителей и кандидатуры самих исполнителей (если это необходимо), а самое главное — улучшить средства труда. Улучшение средств труда заключается, конечно, не в разработке экспертных систем (осуществляемой в процессе реинжиниринга), а в усовершенствовании форм фиксации, хранения и первичной обработки данных, используемых при выполнении конкретной процедуры. Например, когда полномочия устанавливать правила предоставления скидок делегируются менеджеру по продажам, можно вставить в электронную форму бланка-заказа поля, при заполнении которых расчет скидки будет производиться автоматически (при этом может использоваться обычный Microsoft Excel).
5) На завершающем шаге надо оценить возможные ухудшения от предлагаемых улучшений в других местах процесса, в том числе и возможное сопротивление сотрудников.
- 1.Методология и принципы реинжиниринга бизнес-процессов.
- 2. Понятие и характеристики бизнес-процесса.
- 3. Моделирование бизнеса и case- технологий
- 4. Классификация информационных систем.
- 5. Развитие информационной модели управления предприятия.
- 6. Современные подходы к построению корпоративной информационной системы.
- 7. Основные факторы риска при внедрении систем класса erp на российских предприятиях.
- 8. Критерии выбора, совокупная стоимость владения и эффект от внедрения erp-систем.
- 9..Анализ и оценка проектных рисков.
- 10.Критерии выбора вложений капитала
- 11. Финансовый инжиниринг в системе управления предприятием.
- 12. Роль информационных и интеллектуальных технологий и реинжиниринге бизнес-процессов.
- 13. Оптимизация структуры и состава портфеля финансовых активов.
- 14. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов.
- 15.Принципы менеджмента обеспечивающих цепочек.
- 16.Реинжиниринг в управлении оборотными активами.
- 19. Специфика современных проблем управления.
- 20.Кризис функционального управления.
- 21. Эволюция организационных структур.
- 22. Процессно-ориентированное управление: модели управления организацией и их взаимосвязь с результативностью бизнеса.
- 23. Принципы тактического анализа процессов управления.
- 25. Развитие организационной модели управления предприятием.
- 26.Соотношение понятий реинжиниринга и инжиниринга бизнес-процессов.
- 27. Организационно-экономические условия реинжиниринга организаций
- 29. Формирование российского менеджмента.
- 30. Совершенствование организаций на основе теории систем.
- 31. Принципы качества э.Деминга.
- 32. Развитие взглядов на улучшение бизнес-процессов.
- 33. Оптимальный бизнес-процесс: критерии оптимальности и основные этапы оптимизации бизнес-процессов.
- 34. Экспертные системы индентификации бизнес-процессов: метод анализа иерархий.
- 35. Экспертные система индентификации бизнес-процессов: метод сбалансированой системы показателей.