logo
госы 3

20.Кризис функционального управления.

Традиционное функциональное построение систем управления здесь оказалось уместным: управляя разнородными, по своей сути, операциями, нужно было опираться на что-то стабильное. Для администраторов, ставших вдруг “менеджерами”, функциональное управление казалось единственно возможным. Но “всеядность” хороша лишь до тех пор, пока на рынке нет конкуренции. С ее появлением соревноваться с компаниями, специализирующимися на конкретных сегментах рынка, становится все труднее. Поэтому возникает необходимость ограничиваться определенным сектором (продуктов или услуг), считаясь со стратегией концентрации. А это требует изменения всех функций управления и компетенции управленца. Но “функционально гибкая” система, при которой работникам практически безразлично, что производить и чем торговать, не может быстро переориентироваться: слишком привычна непрофессиональная работа “мастеров на все руки”. Рассматривая долгоживущие функциональные структуры, можно отметить такие характерные для них особенности:

формирование группы “экспертов”, помощников руководителя. Их задача — распределять между сотрудниками исполнение технологических операций;

формирование групп помощников экспертов, которые не отвечают за общую эффективность бизнес-системы, исполняют только свои обязанности, т. е. те элементы общей технологии, которые им поручил руководитель — главный “эксперт”;

отсутствие горизонтальных связей между подразделениями;

лавинообразный рост согласований, усложняющих бизнес-процесс;

вовлечение большого количества работников, никак не влияющих на конечную эффективность бизнес-системы;

концентрация функций и ответственности на руководителе и размывание их среди менеджеров.

Функциональное управление

Суть функционального управления — контроль над исполнением сотрудниками их функций и строгое исполнение работниками указаний “эксперта”. Норма управляемости, т. е. научно обоснованное количество подчиненных, которых можно контролировать, составляет 5 ± 2 человека. Определяющий параметр эффективности — профессиональная квалификация руководителя, поскольку он сам распределяет сферы деятельности между подчиненными.