logo search
учебник менеджмент / Utschebnik

13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.

Под лидерством обычно понимают способность человека вести за собой других людей для достижения конкретных целей. Хотя в дальнейшем мы будем употреблять термины “лидер” и “руководитель” как слова с примерно одинаковым значением, следует все же подчеркнуть, что это будет делаться лишь в целях упрощения изложения. Необходимо помнить, что это отнюдь не тождественные понятия. Ведь лидерство может быть формальным и неформальным. Очень часто в производственной группе наряду с фигурой формального лидера (назначенного, например, для руководства конкретным участком работы) имеется еще и фигура неформального лидера, на которого фактически ориентируются сослуживцы в своем поведении. Влияние неформального лидера на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми.

Это различие не является единственной классификацией типов лидерства. Данной проблеме посвящена обширная литература по социальной психологии. И в этой связи стоит упомянуть исследования американского психолога Р. Бейлса, которому еще в 50-х годах прошлого столетия удалось экспериментально установить, что в каждой малой группе выдвигается, как минимум, два типа ли­деров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоцио­нального лидера -психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный же лидер - это тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи.

Вместе с тем в контексте теоретического менеджмента проблема лидерства должна быть существенно уточнена. В частности, в данном контексте несовпадение руководства и фактического лидерства никак не может быть признано условием успешного функционирования системы. Более того, подобная ситуация порой просто несовместима с элементарными предпосылками здоровой экономической деятельности. Менеджер не может быть только “формальным” лидером. Помимо необходимой компетентности он должен обладать рядом личностных качеств, способствующих формированию его авторитетности среди подчиненных. Можно по-разному составлять список этих необходимых качеств, и мы затронем эту тему ниже, при изложении “теории черт личности” лидера. В то же время нельзя не признать реальной значимости такой категории как имидж менеджера. Причем значение это не только психологическое или социологическое: в имидже менеджера заложен определенный экономический потенциал, то есть это реальный фактор успешной бизнес-стратегии. Сам факт доверия подчиненных своему руководителю - его опытности, осведомленности, стратегической грамотности, наконец, его небезразличного отношения к их собственным нуждам - следует рассматривать как важный организационный ресурс.