logo
учебник менеджмент / Utschebnik

11.2. Эволюция теорий мотивации

В своем развитии теории мотивации прошли четыре основных стадии. Первоначально при управлении экономическими системами эмпирически применялся общеизвестный метод "кнута и пряника", т.е. система существенных поощрений и наказаний за результаты труда вне зависимости от личностных особенностей каждого индивидуума.

В начале XX века усилиями Э.Мэйо в теорию мотивации все шире начинают проникать методы психологии, в т.ч. и основанные на базовых положениях фрейдизма.

Следующим этапом эволюции теорий мотиваций следует признать науч­ные разработки, сделанные в 40-50-х годах А.Маслоу, Д.Мак-Клелландом и Ф.Герцбергером, положившие начало так называемым содержа­тельным теориям мотивации, в которых основным элементом изучения были потребности, заставляющие людей поступать в трудовом процессе так, как необходимо организации, а не иначе.

И, наконец, с 60-х годов начался современный, четвертый этап эво­люции теории мотивации, связанный с разработанными М.Врумом, Д.Мак-Грегором, П.Гудмэном, А.Портером и Э.Лоулером процессуальными теориями мотивации, основанными не столько на потребностях, сколько на восприятии людьми своих возможностей и способов их удовлетворения.

В целом в эволюции теорий мотиваций можно четко выделить два основных направления:

- расширение числа существенных факторов, определяющих моти­вацию труда, в т.ч. и ситуационного характера.