9.1. Логика и логическая схема управления
Логика управления - это система целенаправленных действий, осуществляемых в строго определенной последовательности в установленный период времени.
Логику управления можно представить в виде схемы, важнейшими элементами которой являются: предвидение, решение, программирование, исполнение, контроль и анализ.
Предвидение - это исходный пункт в логической схеме управления, ибо управлять - значит предвидеть.
«Действительно, - писал А. Файоль в работе «Общее и промышленное управление», - если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно во всяком случае составляет существенную часть последнего. Предвидеть здесь означает исчислять будущее и подготавливать его. Предвидеть - это уже почти действовать».
Предвидение предполагает решение.
Решение - это выбор цели. Вместе с тем решение - это продукт управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или снижает эффективность работы организации. Принятие решения предполагает определение целевой установки, которая определяет, в конечном счете, перспективы развития объекта управления, выбор средств для достижения цели и разработку программы действий.
Программирование – это, прежде всего, выбор средств и разработка программы действий. Программа действий базируется на ресурсах предприятия, т.е. необходимо в соответствии с установленной целью четко представлять желаемую ситуацию и этапы ее достижения, а также увязывать на каждом этапе задачи с ресурсами предприятия. Иначе говоря, определить необходимое наличие недвижимости, оборудования, сырья, денежного капитала и других средств, необходимых как для реализации конечной цели, так и для успешного осуществления каждого этапа ее достижения.
Важным инструментом увязки целей и ресурсов на уровне организации служат предварительные бюджеты предприятий.
Успех программирования во многом зависит от правильного определения этапов достижения целей, от рационального распределения заданий между подразделениями, службами управляемой системы, а также от заинтересованности каждого подразделения в реализации, как отдельных этапов, так и программы в целом.
Следующим звеном логической схемы управления является исполнение. Исполнение - это система конкретных действий, направленных на реализацию программы. Для успешного осуществления программы в целом необходимо наряду с выделением этапов ее выполнения устанавливать задания для каждого подразделения, участвующего в реализации программы. При этом задания общей и частных программ должны быть увязаны между собой по задачам, приоритетам, ресурсам, объему и сроку исполнения. Необходимые условия претворения в жизнь любой программы - единство, непрерывность, гибкость и точность. В ходе исполнения программы возникает необходимость стимулирования участников ее реализации.
Для того чтобы довести до минимума количество непредвиденных отклонений от заданий программы в ходе ее исполнения, необходим контроль.
Контроль, или проверка исполнения, - необходимая функция управления и важнейшее звено в логической схеме управления. Контроль должен быть систематическим, комплексным, действенным, гласным. Цель контроля состоит в том, чтобы выявить отклонения от заданий программы или ошибки в ее реализации и устранить их. Для этого контроль должен осуществляться не эпизодически, а постоянно, не по отдельным заданиям или показателям, а по всему комплексу установок программы. Проверка выполнения заданий должна не только выявлять недостатки в реализации заданий программы, но и оперативно устранять их. И, наконец, сбои в реализации программы не должны умалчиваться; напротив, они должны активно преодолеваться с осуществлением в необходимых случаях мобилизации дополнительных ресурсов системы управления. Результаты контроля исполнения должны тщательно анализироваться.
Анализ предполагает деление целого на части, изучение этих частей и их взаимосвязей, выявление наиболее важных частей или элементов, определяющих состояние системы в целом, подготовку выводов и рекомендаций по улучшению функционирования системы управления.
Применительно к анализу реализации программы деятельности организации наиболее важным результатом его является либо подготовка предложений по корректировке программы в соответствии с изменениями окружающей среды или системы управления, либо, если предвидение не оправдало себя, отказ от предвидения. Графически логическая схема управления представлена на рис.9.1.
Рис.9.1. Логическая схема управления
Логическая схема предопределяет технологию управления.
Технология управления представляет собой систему операций и процедур, выполняемых менеджерами.
Технология управления должна обеспечивать осуществление программно-целевого подхода в менеджменте. Цель - мысленное предвосхищение результатов деятельности. Применительно к менеджменту цель можно представить как желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени. Для того чтобы система управления перешла из заданного состояния к желаемому, необходима определенная программа действий, которая позволила бы преодолеть проблемы, отделяющие заданную ситуацию от желаемой ситуации. Стратегические цели организации определяются исходя из ее миссии. Выбор же тактических целей предполагает выполнение ряда операций и процедур по схеме принятия управленческого решения, Выбор цели, принявший форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т.е. к выполнению операций и процедур, к разработке детального плана действий и к определению ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. На этом этапе составляются балансовые расчеты, широко используются нормы и нормативы, выполняются аналитические работы.
После того как целевая программа определена, начинается ее реализация. По мере реализации целевой программы осуществляется контроль ее исполнения по объему, ресурсам и срокам. Здесь доминируют управленческие операции и процедуры, связанные с проверкой исполнения. Контроль должен быть систематическим, комплексным и действенным, а данные проверки реализации целевой программы подлежат тщательному анализу.
Аналитические операции и процедуры позволяют сопоставлять цели и достигнутые результаты на каждом этапе реализации программы. Выполнение аналитических операций и процедур необходимо в связи с тем, что за время реализации программы часто происходят изменения в самой системе управления и в окружающей ее среде, которые отсутствовали или не были учтены в момент формирования самой программы. Для того чтобы адекватно отреагировать на эти изменения, по результатам анализа могут быть выполнены операции и процедуры, связанные с корректировкой программы.
Существует ряд общих требований, предъявляемых к целям управления. Цели должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми. Они должны быть взаимосвязанными, т.е. операции и процедуры, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей организации.
Кроме того, цели координируются во времени. Классификация целей по времени подразумевает горизонт прогнозирования. Исходя из этого различаются долгосрочные, краткосрочные и среднесрочные цели и соответствующие им программы. Долгосрочные целевые программы имеют горизонт планирования 5-10 лет, среднесрочные осуществляются за 3-5 лет, а краткосрочные реализуются, как правило, в течение года.
Цели обычно определяют главные направления работы организации. Чтобы эта работа велась успешно, необходимо цель разделить на этапы ее достижения (подцели) и четко определить на каждом этапе количественно измеряемые рубежи. При этом, для того чтобы сама цель и все ее этапы были выполнены в полном объеме и в установленные сроки, необходимо выполнить комплекс управленческих операций и процедур, направленных на обеспечение полной увязки поставленных задач и ресурсов.
Целевая программа содержит обычно определенный набор разделов и показателей, в которых содержатся данные о цели и этапах ее достижения, о необходимых для ее осуществления материальных ресурсах и финансовых средствах, о мощностях и инвестициях, а также о трудовых ресурсах, задействованных в выполнении заданий программы. Задания программы распределяются между ее исполнителями. Причем, действия последних строго координируются, и каждый исполнитель несет ответственность за реализацию своей части программы.
Целевые программы классифицируются по различным признакам: по уровню управления (различают национальные программы, реализуемые на макроуровне, региональные программы, осуществляемые в пределах определенных территорий, и программы, реализуемые на микроуровне, т. е. на уровне предприятия); по объекту управления (выделяются экономические, экологические, социальные, политические и другие программы); по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) и т. д.
Важнейшим аспектом технологии менеджмента является процесс подготовки, принятия и осуществления управленческих решений.
- Оглавление
- Глава 1. Введение в менеждмент
- 1.1. Необходимость и сущность менеджмента
- 1.2. Важнейшие категории менеджмента
- 1.3. Закономерности менеджмента
- 1.4. Принципы управления
- Глава 2. Эволюция концепций менеджмента
- 2.1.Основные положения школы научного управления
- 2.2. Основные положения классической школы в управлении
- 2.3.Основные положения школы психологии и человеческих отношений
- 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
- 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
- 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
- 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
- Динамика доходов от приватизации за последние годы
- Либерализация цен в условиях перехода к рынку
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
- 4.1. Специфика американской модели менеджмента
- 4.2. Особенности японской модели менеджмента
- 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Организация как система управления
- 5.1. Внутренняя среда организации
- 5.2. Внешняя среда организации
- Среда прямого воздействия
- Среда косвенного воздействия
- Международное окружение
- 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Функции менеджмента
- 6.1. Сущность и классификация функций управления
- 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
- Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
- Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Организационные структуры управления
- 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
- 7.2.Иерархический тип структур управления
- 7.3. Органический тип структур управления
- 7.4. Перспективные направления развития организаций
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Методы менеджмента
- 8.1. Сущность и классификация методов управления
- Система методов менеджмента
- 8.2. Экономические методы управления
- Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
- 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 8.4. Социально-психологические методы управления
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Решения в менеджменте
- 9.1. Логика и логическая схема управления
- 9.2. Сущность и виды управленческих решений
- 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
- Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
- 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
- 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Управление персоналом
- 10.1. Персонал предприятия как объект управления
- 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
- 10.3. Подбор персонала
- 10.4 Обучение персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
- 11.1. Содержание понятия «мотивация»
- 11.2. Эволюция теорий мотивации
- 11.3. Содержательные теории мотивации
- 11.4. Процессуальные теории мотивации
- 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Форм а власти и влияния
- 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
- 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
- Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
- 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
- 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
- 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
- Глава 14. Самоменеджмент руководителя
- 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
- 14.2. Организация личной работы руководителя
- Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
- 15.1. Управление конфликтами
- 15.2. Управление организационными изменениями
- 15.3. Управление стрессами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
- 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
- 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
- 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
- 16.4. Экологическая и социальная эффективность
- Вопроса для самопроверки
- Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
- 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
- 17.2. Россия в системе международного разделения труда
- 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
- Вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Краткий список литературы: