Словарь терминов
А
Адаптация личности - привыкание. Различаются трудовая адаптация и социальная адаптация. Трудовая адаптация - привыкание человека к новым условиям работы. Социальная адаптация - утверждение личности в коллективе.
Б
Биосоциальная природа личности - взгляд на человека как на биологическое существо и как на социальное существо. При этом социальное начало доминирует, подчиняет себе биологическое начало.
Бихевиоральные концепции менеджмента - поведенческие аспекты, охватывающие взаимоотношения менеджера и персонала, самоменеджмент и требования, предъявляемые к менеджеру.
В
Вертикальное разделение управленческого труда - основано на выделении уровней управления.
Власть - возможность влиять на поведение людей.
Власть в организации - право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.
Власть, основанная на вознаграждении, - влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.
Власть, основанная на принуждении, - влияние, основанное на страхе наказания.
Влияние - способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.
Вознаграждение - все то, что человек считает ценным для себя.
Г
Гигиенические факторы (согласно теории Ф. Герцберга) - факторы, находящиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызывает неудовлетворенность работой.
Горизонтальное разделение труда - разделение труда по функциям. Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.
Группа - два человека и более, взаимодействующие таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.
Д
Делегирование полномочий - передача задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за решение этих задач.
Демократический стиль управления - руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе с тем, чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.
Дистресс – не благоприятные психические и физиологические последствия стрессовой ситуации.
Должностная инструкция - краткое изложение основных задач, полномочий и квалифицированных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.
Е
Единомыслие (групповое) - тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.
Единоначалие - передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.
З
Законная власть - влияние, основанное на традиции.
Закономерности управления - объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.
И
Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде. А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в защищенности, в принадлежности, в уважении, в самовыражении).
Издержки обращения - показатель, характеризующий все затраты, связанные с основной деятельностью торговой организации.
Интуиция - способность достижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
К
Кадры управления - работники, профессионально участвующие в управлении и составляющие аппарат управления.
Конструктивный (продуктивный) конфликт – это конфликт, который направлен на решение задачи управления организацией.
Контроль - одна из основных функций управления и важнейший элемент логической схемы управления, который предполагает проверку реализации программы действий.
Конфликт - трудно разрешимое противоречие, отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Л
Лидер - человек, эффективно осуществляющий руководство группой.
Лидерство - искусство влиять на людей с тем, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (например, целями подразделения, организации и т. п.).
Линейная структура управления - система организации аппарата управления, предполагающая, что во главе каждого подразделения стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий управление подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осуществление связей между уровнями управления только через руководителя.
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
М
Матричная система управления - временная организация аппарата управления, создаваемая на время реализации программы.
Метод управления - способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.
Метод экспертных оценок - метод оптимизации управленческих решений, основанный на рекомендациях высококвалифицированных специалистов (экспертов).
Мотивация - процесс, побуждающий человека к действию для достижения личных целей и (или) целей организации.
Н
Неоклассическая школа - школа "человеческих отношений", направлена на оптимизацию человеческого фактора в управлении, акцентирует внимание на межличностных отношениях в организации. Важнейшими элементами этой школы являются система взаимных связей и информации, система бесед руководителя с подчиненными, привлечение подчиненных к процессу принятия решений, руководство неформальными группами. Наиболее полно концепция этой школы изложена в работах 3. Мэйо и М. Фоллетт.
Неформальная группа - группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей.
О
Обратная связь - информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команды и состоянии объекта и окружающей среды после исполнения команды.
Объект управления - это то, чем управляют (предприятие, подразделение, группа людей).
Окружающая среда - все то, что окружает систему управления: поставщики, покупатели, конкуренты и т. д.
Операция - законченное действие в управлении.
Организационная структура управления - система организации подразделений аппарата управления, основанная на оптимальном разделении управленческого труда, отношениях подчиненности и функционального соответствия.
Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных целей или цели.
Организационные изменения – введение инноваций в управление персоналом, необходимость которых вызвана процессом адаптации организации к требованиям внутренней и внешней среды.
П
Планирование - система действий, направленных на достижение поставленных целей.
Полномочия - право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.
Предварительный контроль - необходимый вид контроля, осуществляемый до начала работы. На этой стадии происходит оценка плана, разработка правил работы, определение режима работы и т. д.
Предвидение - исходный пункт логической схемы управления, предполагающий четкое представление о желаемом состоянии системы управления и подготавливающий это состояние.
Принципы управления - фундаментальные положения, определяющие требования к системе, структуре и организации управления.
Программирование - элемент логической схемы управления, осуществляемый после принятия решений и включающий составление плана действий и определение необходимых средств для достижения цели.
Процедура - система операций, приводящих к решению управленческих задач.
Прямая связь - команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Р
Рентабельность - показатель, качественно характеризующий эффективность работы предприятия. Рентабельность определяется отношением прибыли к обороту, в организациях торговли рентабельность определяется отношением прибыли к товарообороту.
Решение- выбор альтернативы и результат управленческого труда.
Рынок - сфера товарного обмена, которая предполагает наличие спроса и предложения, покупателей и продавцов.
С
Система управления - единство субъекта и объекта управления и вся совокупность прямых и обратных связей между ними. Система обладает, как правило, новыми свойствами, которые отсутствуют у образующих ее элементов.
Системный подход - направление методологии и социальной практики, основанное на комплексном изучении явлений с учетом всех основных факторов, влияющих на состояние и динамику объектов управления.
Стиль управления - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающего к достижению целей организации.
Стратегическое планирование - система действий и решений, направленных на оптимальное достижение целей организации.
Стресс – ответная реакция человека на экстремальное воздействие факторов внутренней и внешней среды.
Стрессоры - факторы внешней и внутренней среды, оказывающие экстремальное воздействие на человека.
Т
Тактика - кратковременная стратегия, имеющая детализированный характер.
Текущий контроль - вид контроля, осуществляемый непосредственно в ходе работы.
Темперамент - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.
Теория потребностей Мак-Клелланда - согласно этой теории поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.
Технические средства управления - средства оргтехники и вычислительная техника, используемая в управлении.
У
Управление - процесс предвидения, планирования и организации, мотивации, контроля и анализа, необходимый для оптимального достижения целей организации.
Управление маркетингом - анализ, планирование, исполнение и контроль за проведением маркетинговых операций.
Уровень управления - ступень в иерархической системе, обусловленная вертикальным разделением управленческого труда.
Ф
Формальная группа - группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.
Функции управления - виды деятельности, с помощью которых управляющая система воздействует на объект управления.
Х
Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя.
Хозрасчет - метод хозяйствования, предполагающий определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, и их рентабельную экономическую деятельность.
Ц
Целевое управление - управление, предполагающее четкую постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и в случае необходимости проведение корректировки.
Цель - желаемое состояние системы управления через определенный период времени.
Централизация - условие, при котором право принятия основополагающих решений принадлежит высшим уровням управления.
Э
Экономическая эффективность - сопоставление затрат и результатов.
Элимирование организационных факторов – действия, способствующие либо смягчению негативного состояния персонала, вызванного дистрессом, либо уменьшение частоты проявления дистресса.
Эталонная власть - влияние, основанное на желании подчиненных подражать своему руководителю.
Этические нормы - нравственные правила, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.
- Оглавление
- Глава 1. Введение в менеждмент
- 1.1. Необходимость и сущность менеджмента
- 1.2. Важнейшие категории менеджмента
- 1.3. Закономерности менеджмента
- 1.4. Принципы управления
- Глава 2. Эволюция концепций менеджмента
- 2.1.Основные положения школы научного управления
- 2.2. Основные положения классической школы в управлении
- 2.3.Основные положения школы психологии и человеческих отношений
- 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
- 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
- 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
- 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
- Динамика доходов от приватизации за последние годы
- Либерализация цен в условиях перехода к рынку
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
- 4.1. Специфика американской модели менеджмента
- 4.2. Особенности японской модели менеджмента
- 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Организация как система управления
- 5.1. Внутренняя среда организации
- 5.2. Внешняя среда организации
- Среда прямого воздействия
- Среда косвенного воздействия
- Международное окружение
- 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Функции менеджмента
- 6.1. Сущность и классификация функций управления
- 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
- Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
- Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Организационные структуры управления
- 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
- 7.2.Иерархический тип структур управления
- 7.3. Органический тип структур управления
- 7.4. Перспективные направления развития организаций
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Методы менеджмента
- 8.1. Сущность и классификация методов управления
- Система методов менеджмента
- 8.2. Экономические методы управления
- Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
- 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 8.4. Социально-психологические методы управления
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Решения в менеджменте
- 9.1. Логика и логическая схема управления
- 9.2. Сущность и виды управленческих решений
- 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
- Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
- 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
- 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Управление персоналом
- 10.1. Персонал предприятия как объект управления
- 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
- 10.3. Подбор персонала
- 10.4 Обучение персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
- 11.1. Содержание понятия «мотивация»
- 11.2. Эволюция теорий мотивации
- 11.3. Содержательные теории мотивации
- 11.4. Процессуальные теории мотивации
- 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Форм а власти и влияния
- 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
- 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
- Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
- 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
- 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
- 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
- Глава 14. Самоменеджмент руководителя
- 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
- 14.2. Организация личной работы руководителя
- Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
- 15.1. Управление конфликтами
- 15.2. Управление организационными изменениями
- 15.3. Управление стрессами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
- 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
- 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
- 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
- 16.4. Экологическая и социальная эффективность
- Вопроса для самопроверки
- Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
- 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
- 17.2. Россия в системе международного разделения труда
- 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
- Вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Краткий список литературы: