2.1.Основные положения школы научного управления
История развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что разработано большое количество теорий, в которых нашли отражение различные взгляды и точки зрения по проблемам управления. Авторы, занимающиеся вопросами управления, стремились отразить в своих работах видение отдельных проблем в целях создания более полного представления о менеджменте как науке. Поэтому каждый из авторов, работающий над систематизацией подходов и школ, делает акцент на те или иные свойства объекта исследования. Многие считают, что невозможно создать универсальную классификацию еще и потому, что на организацию оказывает влияние большое количество внутренних и внешних факторов.
В американском учебнике по управлению1 дается современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценка их реального вклада в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:
Подход с точки зрения научного управления - школа научного управления;
Административный подход - классическая (административная) школа в управлении;
Подход с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении - школа психологии и человеческих отношений;
Подход с точки зрения количественных методов – школа науки управления (количественная).
Указанные школы управления получили свое развитие в первой половине ХХ века. Каждая школа стремилась найти наиболее эффективные инструменты и методы для достижения целей организации. Но развитие науки и практики управления давало новую информацию о факторах, неучтенных предшествующими школами. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки управления. Рассмотрит последовательно концепции этих школ, начиная со школы научного управления.
Сторонники данной школы стремились доказать, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.Тейлором, которого и считают основоположником научного управления производством.
Целью Тейлора было создание системы научной организации труда (НОТ), базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Метод исследования Тейлора заключается в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей. В частности, Тейлор разделил процесс организации на следующие элементы: установление цели деятельности предприятия в целом и для каждого работника в отдельности; выбор средств деятельности и их применение на основе заранее составленного плана; контроль за результатами деятельности.
Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшей затратой ресурсов (трудовых, материальных и денежных) при достижении максимальных результатов. Путь достижения этой цели – рационализация всех элементов производства: живого труда рабочих, средств труда (оборудования, машин, агрегатов, производственных площадей) и предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии).
Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда. Основным положением концепции Тейлора является необходимость установления рабочему научно обоснованного дневного задания и методов его выполнения. Он считал, что управляющие не знают потенциальных возможностей рабочего и устанавливают нормы выработки «на глазок». Тейлор на основе проведенных экспериментов по изучению приемов и движений работников, проведения замеров времени выполнения отдельных элементов и операций устанавливал научно обоснованные нормы. Величина нормы определялась для лучших рабочих, достигающих наивысшей производительности труда. Рабочие, не желающие напряженно работать, подлежали увольнению. Таким образом, Тейлор ориентировался на индивидуальные качества рабочих. Он считал, что надзор за рабочими должен осуществляться на каждой фазе производства.
Главная цель разработанных методов заключалась в том, чтобы любыми способами добиваться роста производительности труда рабочих. Чтобы заинтересовать рабочих в выполнении и перевыполнении установленных норм, Тейлор совершенствовал систему оплаты труда. Она приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм. Движущей силой роста производительности труда и его оплаты Тейлор считал личную заинтересованность.
Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментом, приспособлениями и пр.) На мастеров возлагалась обязанность своевременного обеспечения рабочих всем необходимым для эффективной работы, обучения рабочих, выдача заданий на день вперед и т.д.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия: правильному выбору оборудования для выполнения определенной работы, уходу за оборудованием, подготовке к работе инструмента и своевременному обеспечению им рабочих мест.
Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Это касалось рационального размещения оборудования и рабочих мест, выбора наиболее оптимальных путей перемещения материалов внутри предприятия, т.е. по кратчайшим маршрутам и с наименьшей затратой времени и средств.
Система Тейлора предусматривала не только пути рационализации каждого элемента производства в отдельности, но и определяла наиболее целесообразное их взаимодействие.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на планово-распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Большое внимание также уделялось организации учета и отчетности на предприятии.
Согласно системе Тейлора для руководства всем предприятием предусматривался штат мастеров. Часть этого штата закреплялась за распределительным бюро и осуществляла связи с рабочими, устанавливала расценки, наблюдала за общим порядком. Другая часть штата мастеров наблюдала за точным выполнением указаний распределительного бюро: инспектор; мастер по ремонту; мастер, устанавливающий темп работы; бригадир.
В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность.
Таким образом, можно выделить основные положения концепции Тейлора:
Признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства;
Расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;
Планирование на основе норм рабочих заданий; выполнение функций планирования специальными подразделениями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения работ;
Увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;
Подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.
Тейлором были сформулированы две основные задачи менеджмента:
Обеспечение наибольшего процветания предпринимателя, что предусматривало не только получение высоких дивидендов на вложенный капитал, но и дальнейшее развитие бизнеса;
Повышение благосостояния каждого работника, предусматривающего не только высокую заработную плату в соответствии с затраченными усилиями, но и развитие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем самой природой.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого «экономического человека», получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение в том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты можно добиться максимальной производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Он исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Проведенный анализ позволил ему сформулировать двенадцать принципов производительности труда, которые сводятся к следующему:
Наличие четко поставленных целей или идеалов как главная предпосылка эффективной работы.
Присутствие здравого смысла во всякой работе.
Возможность получения квалифицированного совета, компетентной консультации. В каждой организации необходимо создать отдел рационализации, который бы вырабатывал рекомендации по совершенствованию управления во всех подразделениях.
Соблюдение строгой дисциплины на основе стандартных письменных инструкций, полного и точного учета, использования системы вознаграждений.
Справедливое отношение к персоналу (через «справедливую» оплату труда). Этот принцип предполагает повышение квалификации персонала, улучшение условий труда и жизни.
Наличие своевременного полного, надежного и постоянного, точного учета.
Регулирование производства (диспетчирование), как неотъемлемая часть деятельности организации.
Планирование работ.
Нормирование операций на основе рациональных приемов их выполнения. Нормирование позволяет устанавливать нормы времени и расценки с учетом выявления неиспользованных резервов роста производительности труда.
Нормализация условий работы как необходимая предпосылка роста производительности труда.
Наличие разработанных инструкций и стандартов в письменном виде.
Наличие рациональной системы оплаты труда за повышение его производительности. При этом Эмерсон отмечал, что рост производительности труда рабочих во многом определяется их «идеалами». Поэтому не следует сводить вознаграждение только к увеличению оплаты труда.
Эмерсон считал, что целью сформулированных принципов производительности является устранение потерь. В каком именно деле устранять потери – это принципиального значения не имеет.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. Он обеспечил создание массового сборочного конвейерного производства и развитие автомобильной отрасли. Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью». Вместе с тем он имел огромную прибыль за счет увеличения объема продаж. В основу организованного им производства были положены следующие принципы:
не следует бояться возможных неудач, так как «неудачи дают только повод начать снова и более умно»;
не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стремиться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, являющегося Вашим конкурентом;
не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей. «По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход» ;
«Производить – не значит дешево покупать и дорого продавать». Покупать сырье и материалы следует «по сходным ценам», добавляя в процессе производства незначительные дополнительные расходы, но добиваясь
при этом изготовления доброкачественной продукции.
Форд сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора, заменив ручной труд машинами. Он сформулировал основные принципы организации производства:
Максимальное разделение труда, специализация.
Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.
Размещение оборудования по ходу технологического процесса
Регламентированный ритм производства продукции.
Механизация транспортных операций.
На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих по существу без вмешательства мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии это осуществляется автоматически, рабочий вынужден сам приспосабливаться к скорости движения конвейера и других механизмов.
Конвейеризация производства способствовала резкому повышению интенсивности и напряженности труда рабочих при одновременно изнурительной монотонности их труда. Конвейерный метод организации поставил рабочих в крайне жесткие условия.
Генри Форд был пионером современного массового производства. Сочетание непрерывности и скорости обеспечило необходимую эффективность производства. Методы производства, разработанные Фордом, имели большое значение не только для автомобилестроения, но и для множества других отраслей.
- Оглавление
- Глава 1. Введение в менеждмент
- 1.1. Необходимость и сущность менеджмента
- 1.2. Важнейшие категории менеджмента
- 1.3. Закономерности менеджмента
- 1.4. Принципы управления
- Глава 2. Эволюция концепций менеджмента
- 2.1.Основные положения школы научного управления
- 2.2. Основные положения классической школы в управлении
- 2.3.Основные положения школы психологии и человеческих отношений
- 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
- 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
- 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
- 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
- Динамика доходов от приватизации за последние годы
- Либерализация цен в условиях перехода к рынку
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
- 4.1. Специфика американской модели менеджмента
- 4.2. Особенности японской модели менеджмента
- 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Организация как система управления
- 5.1. Внутренняя среда организации
- 5.2. Внешняя среда организации
- Среда прямого воздействия
- Среда косвенного воздействия
- Международное окружение
- 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Функции менеджмента
- 6.1. Сущность и классификация функций управления
- 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
- Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
- Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Организационные структуры управления
- 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
- 7.2.Иерархический тип структур управления
- 7.3. Органический тип структур управления
- 7.4. Перспективные направления развития организаций
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Методы менеджмента
- 8.1. Сущность и классификация методов управления
- Система методов менеджмента
- 8.2. Экономические методы управления
- Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
- 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 8.4. Социально-психологические методы управления
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Решения в менеджменте
- 9.1. Логика и логическая схема управления
- 9.2. Сущность и виды управленческих решений
- 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
- Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
- 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
- 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Управление персоналом
- 10.1. Персонал предприятия как объект управления
- 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
- 10.3. Подбор персонала
- 10.4 Обучение персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
- 11.1. Содержание понятия «мотивация»
- 11.2. Эволюция теорий мотивации
- 11.3. Содержательные теории мотивации
- 11.4. Процессуальные теории мотивации
- 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Форм а власти и влияния
- 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
- 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
- Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
- 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
- 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
- 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
- Глава 14. Самоменеджмент руководителя
- 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
- 14.2. Организация личной работы руководителя
- Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
- 15.1. Управление конфликтами
- 15.2. Управление организационными изменениями
- 15.3. Управление стрессами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
- 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
- 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
- 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
- 16.4. Экологическая и социальная эффективность
- Вопроса для самопроверки
- Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
- 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
- 17.2. Россия в системе международного разделения труда
- 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
- Вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Краткий список литературы: