logo
учебник менеджмент / Utschebnik

10.1. Персонал предприятия как объект управления

Управление персоналом организации - это процесс целенаправленного воздействия руководителя и (или) органов управления, согласующего и объединяющего совместный труд работников для достижения целей организации.

Основная задача управления персоналом – наиболее эффективное использование способностей, мотиваций, свойств сотрудников в соответствии с целями организации и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами трудового коллектива и различными социальными группами.

Предметом управления персоналом являются трудовые отношения в организации.

Объектом управления персоналом является персонал организации.

Персонал – это организационная общность людей с единой целью, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности. В процессе совместной деятельности между этими людьми складываются отношения сотрудничества и взаимной ответственности.

Термин «персонал» объединяет всех участников организации. Понятия «персонал», «кадры», «работники» в науке управления персоналом принято рассматривать как идентичные.

Организация – это система функций, процедур и правил, в которую должны вписываться все работники организации. Иными словами, организация оказывает существенное влияние на своих работников. С другой стороны, от персонала зависит эффективность работы самой организации. Следовательно, работники оказывают не менее существенное влияние на организацию.

В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала. Базовой является классификация по категориям работников, предусматривающая выделение двух основных групп персонала по участию в процессе производства:

1.производственный персонал;

2.управленческий персонал (рис 10.1.).

Рис.10.1. Классификация персонала

Рабочих (или производственный персонал) подразделяют на основных и вспомогательных.

Служащих (или управленческий персонал) - на руководителей и специалистов. Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников.

Управленческий персонал подразделяют на следующие категории:

  1. руководители организации и их заместители;

  2. руководители структурных подразделений и главные специалисты;

  3. специалисты, выполняющие экономические функции;

  4. специалисты по инженерно-технической подготовке производства;

  5. служащие, занятые учетом, контролем и оформлением документов.

Функции, осуществляемые персоналом, в общем виде можно представить следующим образом:

1. общественно - продуктивная – выпуск определенного вида продукции или оказание услуг;

2. социально - интегративная – обеспечение соответствия общественных, групповых и индивидуальных интересов каждого работника;

3. управленческо - политическая – речь идет о самоуправлении.

Трудовая активность- это понятие, характеризующее деятельность персонала. Существует 4 группы показателей трудовой активности:

1.производственно-экономические – выявляют степень отклонения выполнения заданий работником от средних показателей;

2.творческая активность – характеризует деятельность персонала, направленную на решение нестереотипных задач;

3.показатель развития личности в процессе руда – указывает на степень использования отдельным работником возможности, предоставленной организацией, для личного развития и профессионального роста;

4.общественная активность в сфере производства включает показатели деятельности персонала, направленные на развитие отношений сплоченности и сотрудничества.

Персонал обладает определенными качественными характеристиками, которые существенно влияют выполнение им своих функций. Под качественными характеристиками персонала принято понимать:

1. способности – уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере;

2. мотивации – круг профессиональных и личных интересов;

3. свойства – личностные качества, влияющие на выполнение определенной социальной роли.

В процессе управления персоналом важно уметь точно выявить те качественные характеристики работников, которые могут иметь непосредственное отношение к выполняемым ими функциям.

Воздействие на персонал может носить прямой и косвенный характер. Прямое воздействие осуществляется через приказы, распоряжения, задания и др., являясь принудительным. Отрицательный момент – чаще всего не учитываются интересы работника, создается ситуация, когда невыполнение чревато наказанием, то есть цели управления и интересы персонала оказываются невзаимосвязанными.

Косвенное (опосредованное) воздействие осуществляется через непосредственные потребности, интересы, стимулы. Такое воздействие чаще всего оказывается более эффективным, чем отдача распоряжений. Необходимо учитывать, что эффективность того или другого характера воздействия во многом определяется характером группы или индивида.