17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности детерминирована спецификой современного рынка, развитием международной экономической интеграции, особенностями экономического развития каждой страны.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности определяется, прежде всего, внешнеторговой политикой. Внешнеторговая политика (ВТП) – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими государствами.
Существуют два основных направления внешнеэкономической политики: политика свободной торговли и протекционизм.
Политика свободной торговли заключается в том, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действий рыночных сил, стремящихся получить максимальную прибыль от международного экономического обмена. Такая политика развитым странам, хотя в чистом виде она не применяется.
Протекционизм – это государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных инструментов и регулирования торговли.
Положительные стороны протекционизма:
ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;
стимулирование определенных отраслей национальной экономики, хотя в других странах они более развиты;
сокращение безработицы.
Выделяются следующие формы протекционизма:
- селективный протекционизм – против отдельных стран или товаров;
- коллективный протекционизм – объединения стран против других государств в них не входящих (единые таможенные тарифы ЕЭС);
- отраслевой – защита определенных отраслей (автомобили США от Японии);
- скрытый, осуществляемый методами внутренней экономической политики.
Крайней формой протекционизма является экономическая автаркия означающая стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается только в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.
Тарифные методы включают в себя таможенные пошлины и тарифы.
Нетарифные методы подразделяются на:
- количественные;
- скрытые;
- финансовые.
Количественные методы подразумевают, прежде всего, квотирование и лицензирование.
Скрытые методы предусматривают государственные закупки и технические барьеры.
Финансовые методы охватывают государственные субсидии и налоговые льготы отечественным товаропроизводителям, а также кредитование экспортно-импортных операций.
Рассмотрим все эти методы более подробно.
Под таможенным тарифом понимается:
системный перечень ставок таможенных пошлин;
инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;
ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятие таможенная пошлина).
Таможенная пошлина – налог на импортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.
Основные функции таможенной пошлины:
- фискальная, относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам;
- защитная, относится к импортным пошлинам, Т.К с их помощью государство ограждает отечественных производителей от иностранных;
- балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращающим нежелательный экспорт.
Таможенные тарифы и пошлины классифицируются по различным признакам. Например, по направлению движения товаров различаются экспортный, импортный и транзитный тарифы, по характеру происхождения автономный, конвенциональный (договорной) и т.д.
Однако тарифное регулирование имеет и недостатки, главными из которых являются ограниченность возможностей тарифного регулирования и однообразность этой системы.
Нетарифные методы регулирования имеют определенные преимущества.
Существуют различные типы нетарифных методов.
Количественное ограничение импорта и экспорта
- квотирование, т.е. регулирование внешнеэкономической деятельности при помощи ограничения ввоза и вывоза товаров;
- лицензирование – выдача разрешения (лицензии) на проведение экспортно-импортных операций;
2. Скрытые методы
- государственная система размещения заказов, т.е. покупка государством товаров отечественных товаропроизводителей;
3. Технические барьеры ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать препятствия на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества и т.п.).
4. Государственные субсидии и налоговые льготы Субсидии – это денежные выплаты правительства национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта.
5. Кредитование. Предоставление кредитов для финансирования экспортно-импортных операций.
Главная задача государства в области внешней торговли – поддерживать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.
- Оглавление
- Глава 1. Введение в менеждмент
- 1.1. Необходимость и сущность менеджмента
- 1.2. Важнейшие категории менеджмента
- 1.3. Закономерности менеджмента
- 1.4. Принципы управления
- Глава 2. Эволюция концепций менеджмента
- 2.1.Основные положения школы научного управления
- 2.2. Основные положения классической школы в управлении
- 2.3.Основные положения школы психологии и человеческих отношений
- 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
- 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
- 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
- 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
- Динамика доходов от приватизации за последние годы
- Либерализация цен в условиях перехода к рынку
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
- 4.1. Специфика американской модели менеджмента
- 4.2. Особенности японской модели менеджмента
- 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Организация как система управления
- 5.1. Внутренняя среда организации
- 5.2. Внешняя среда организации
- Среда прямого воздействия
- Среда косвенного воздействия
- Международное окружение
- 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Функции менеджмента
- 6.1. Сущность и классификация функций управления
- 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
- Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
- Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Организационные структуры управления
- 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
- 7.2.Иерархический тип структур управления
- 7.3. Органический тип структур управления
- 7.4. Перспективные направления развития организаций
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Методы менеджмента
- 8.1. Сущность и классификация методов управления
- Система методов менеджмента
- 8.2. Экономические методы управления
- Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
- 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 8.4. Социально-психологические методы управления
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Решения в менеджменте
- 9.1. Логика и логическая схема управления
- 9.2. Сущность и виды управленческих решений
- 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
- Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
- 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
- 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Управление персоналом
- 10.1. Персонал предприятия как объект управления
- 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
- 10.3. Подбор персонала
- 10.4 Обучение персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
- 11.1. Содержание понятия «мотивация»
- 11.2. Эволюция теорий мотивации
- 11.3. Содержательные теории мотивации
- 11.4. Процессуальные теории мотивации
- 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Форм а власти и влияния
- 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
- 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
- Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
- 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
- 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
- 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
- Глава 14. Самоменеджмент руководителя
- 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
- 14.2. Организация личной работы руководителя
- Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
- 15.1. Управление конфликтами
- 15.2. Управление организационными изменениями
- 15.3. Управление стрессами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
- 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
- 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
- 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
- 16.4. Экологическая и социальная эффективность
- Вопроса для самопроверки
- Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
- 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
- 17.2. Россия в системе международного разделения труда
- 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
- Вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Краткий список литературы: