1.1. Необходимость и сущность менеджмента
Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.
Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сфер и коммерческой деятельности в частности.
Менеджмент - важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.
Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми.
Целью изучения данного курса является формирование системы знаний в области менеджмента, позволяющей обеспечить эффективное функционирование социальных систем управления.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- усвоение теоретических основ методологии менеджмента;
- исследование функций управления;
- овладение методами управления;
- формирование представлений о логике и технологии управления;
- изучение организационных отношений и коммуникаций, информационного и технического обеспечения менеджмента;
- приобретение навыков планирования;
- усвоение теоретических и практических навыков организации и регулирования;
- исследование социальных факторов управления (групповой динами проблем власти и лидерства, психологического климата и др.);
- получение базовых представлений об управлении конфликтами;
- овладение методикой оценки экономической эффективности управления;
- анализ отечественного и зарубежного опыта управления.
В соответствии с этими задачами определена структура курса «Менеджмент».
Менеджмент базируется на основных положениях макро - и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли гуманитарные (психология, социология, педагогика и др.), естественно-научные (математика, современные концепции естествознания и др.), а также общепрофессиональные (бухгалтерский учет, статистика и т.п.) дисциплины. Вместе с тем сам менеджмент служит основой для изучения ряда других специальных дисциплин, таких как управление персоналом, организационное поведение, стратегическое планирование и др.
- Оглавление
- Глава 1. Введение в менеждмент
- 1.1. Необходимость и сущность менеджмента
- 1.2. Важнейшие категории менеджмента
- 1.3. Закономерности менеджмента
- 1.4. Принципы управления
- Глава 2. Эволюция концепций менеджмента
- 2.1.Основные положения школы научного управления
- 2.2. Основные положения классической школы в управлении
- 2.3.Основные положения школы психологии и человеческих отношений
- 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
- 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
- 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
- 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
- Динамика доходов от приватизации за последние годы
- Либерализация цен в условиях перехода к рынку
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
- 4.1. Специфика американской модели менеджмента
- 4.2. Особенности японской модели менеджмента
- 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Организация как система управления
- 5.1. Внутренняя среда организации
- 5.2. Внешняя среда организации
- Среда прямого воздействия
- Среда косвенного воздействия
- Международное окружение
- 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Функции менеджмента
- 6.1. Сущность и классификация функций управления
- 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
- Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
- Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Организационные структуры управления
- 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
- 7.2.Иерархический тип структур управления
- 7.3. Органический тип структур управления
- 7.4. Перспективные направления развития организаций
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Методы менеджмента
- 8.1. Сущность и классификация методов управления
- Система методов менеджмента
- 8.2. Экономические методы управления
- Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
- 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 8.4. Социально-психологические методы управления
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Решения в менеджменте
- 9.1. Логика и логическая схема управления
- 9.2. Сущность и виды управленческих решений
- 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
- Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
- 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
- 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Управление персоналом
- 10.1. Персонал предприятия как объект управления
- 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
- 10.3. Подбор персонала
- 10.4 Обучение персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
- 11.1. Содержание понятия «мотивация»
- 11.2. Эволюция теорий мотивации
- 11.3. Содержательные теории мотивации
- 11.4. Процессуальные теории мотивации
- 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Форм а власти и влияния
- 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
- 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
- Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
- 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
- 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
- 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
- Глава 14. Самоменеджмент руководителя
- 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
- 14.2. Организация личной работы руководителя
- Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
- 15.1. Управление конфликтами
- 15.2. Управление организационными изменениями
- 15.3. Управление стрессами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
- 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
- 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
- 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
- 16.4. Экологическая и социальная эффективность
- Вопроса для самопроверки
- Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
- 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
- 17.2. Россия в системе международного разделения труда
- 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
- Вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Краткий список литературы: