logo search
Психология управления М

1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:

1. оригинальны;

2. экономичны;

3. надёжны.

2. Личностные особенности руководителя:

1. показатель успешности руководства ;

2. фактор эффективности руководства ;

3. не влияют на эффективность руководства.

3. . Упрощенные модели коммуникационных сетей в организации разделяются на:

1. Вертикальные и горизонтальные

2. Сложные и простые

3. Централизованные и децентрализованные

4. Структурированные и хаотические

4. Лидерство, в отличие от руководства, есть функция:

1. Иерархии рабочих отношений

2. Неформальных отношений

3. Административного назначения

4. Сопротивления группы руководству

5. Эффективным стилем принятия решения является:

1. осторожный;

2. импульсивный;

3. рискованный.

6. Неформальное общение

1.необходимо для эффективных коммуникаций

2. снижает эффективность коммуникаций

3. не оказывает влияния на эффективность коммуникаций

7. Неформальные отношения, в которых формируется лидер, разделяют на:

1. Горизонтальные и вертикальные

2. Условные и безусловные

3. Деловые и эмоциональные

4. Прямые и косвенные

8. Феномен группового единомыслия характеризуется

1. Излишним оптимизмом и тягой к риску

2. Коллективным стремлением рационализировать принятое решение

3. Безусловной верой в исповедуемые группой принципы поведения

4. Стереотипом негативного восприятия соперников

5. Самоцензурой членов группы и давлением на несогласных

6. Иллюзией единодушия группы

7. Появлением в группе охранителей группового духа

8. Всем сказанным

9. Всем, кроме указанного в пп. 1 и 7

9. Причиной плохих коммуникаций не является:

1. отсутствие обратной связи

2. аттракция

3. отсутствие контроля над невербальными сигналами

10. Ключевые моменты кадрового менеджмента включают в себя:

1. Наем

2. Адаптацию

3. Карьеру

4. Повышение квалификации

5. Реструктуризацию

6. Оценку

7. Все названное

8. Все, кроме названного в п. 5

9. Все, кроме названного в пп. 2 и 5

11. Феномен каузальной атрибуции может проявляться в деловых отношениях интерпретационными ошибками:

1. Различие оценки роли личностных факторов и внешних обстоятельств в объяснении своего и чужого поведения

2. Проекция на большинство людей своих собственных взглядов и мнений

3. Неравные возможности ролевого поведения

4. Иллюзорные корреляции

5. Все названное

6. Все, кроме названного в п. 4

12. Эффект ореола фиксирует зависимость восприятия частных свойств человека от:

1. Его служебного положения

2. Влияния общего впечатления о нем

3. Уровня его образования

4. Предшествующего рабочего опыта

13. Система мотивации работников к труду и повышения результативности труда включает в себя все перечисленные методы, КРОМЕ:

1. Экономические

2. Целевой

3. Проектирования и перепроектирования работ

4. Управляемого конфликта

5. Партисипативный

14. Целевой метод стимулирования труда предполагает свойства целей, в число которых входят:

1. Простота, ясность, четкость, измеримость

2. Определенность и измеримость результатов

3. Трудность в пределах достижимого

4. Легкость

5. Определенность во времени

6. Контролируемость

7. Все названное

8 Все, кроме названного в п. 3

9. Все, кроме названного в п. 4

15. Исключите неверное суждение

1. лидерство – психологическое явление

2. руководителю необходимо быть лидером

3. лидерство может переходить в руководство

16. Наличие несогласного меньшинства в группе

1. полезно

2. не имеет значения

3. вредно

17. Исключите неверное суждение

1. очень высокая сплоченность группы имеет особую ценность

2. с ростом сплоченности усиливается переживание чувства личной безопасности

3. по мере роста сплоченности снижается текучесть рабочей силы

18. Принципы вознаграждения включают в себя:

1 Конкретность

2. Немедленность

3. Приуроченность к событиям в жизни страны или организации

4. Достижимость

5. Непредсказуемость и нерегулярность

6. Вознаграждение как воплощенное внимание высшего руководства организации

7. Все верно

8. Верно все, кроме указанного в п. 3

9 Верно все, кроме указанного в п. 5

19. Стиль руководства – это:

1. характеристика личности руководителя;

2. проявление способностей руководителя;

3. характеристика деятельности руководителя.

  1. Наибольшее влияние на эффективное руководство оказывает:

1. моральный авторитет;

2. формальный авторитет;

3. функциональный авторитет.

21.Если процесс принятия решения отклоняется от имеющихся предписаний, то это:

1. зависит от организационной культуры;

2. грубое нарушение;

3. нормальное явление.

22.Традиционная модель стиля руководства (К. Левина) имеет своим основанием:

1. степень жёсткости руководителя;

2. эмоциональность руководителя;

3. способ реализации функции принятия решения.

23. Участие группы наибольшей степени затрудняет процесс принятия решений на этапе:

1. анализа проблемы;

2. выбора наилучшей альтернативы;

3. формулировки альтернатив (вариантов решений).

24. Наилучшие решения вырабатываются группой объёмом:

1. 3 человека;

2. объём значения не имеет;

3. 4 - 8 человек.

25. «Сдвиг риска» наблюдается:

1. в групповом решении;

2. в индивидуальном решении;

3. в управлении инновационным процессом.

26. Основным видом коммуникативного поведения руководителя является:

1. переговоры

2. публичные выступления

3. деловая беседа

27. При проведении беседы и переговоров необходимо:

1. оказывать давление на партнеров

2. поддерживать атмосферу взаимного доверия

3. занимать отстраненную позицию

28. Наибольшим мотивационным потенциалом обладают:

1. легкие цели

2. цели, требующие для их достижения средних усилий

3. трудные цели

29. При формулировке целей перед подчиненными необходимо:

1. ориентироваться на индивидуальные интересы работника

2. достигать компромисс между индивидуальными и общеорганизационными интересами

3. ориентироваться на цели организации

30. Эффект межличностного восприятия, характеризующийся склонностью людей доверять информации, представленной им в научном, магическом или ритуальном контексте - это:

1 эффект ореола

2 эффект установки

3. эффект Барнума

4. эффект проекции

31. К способам принятия группового решения не относится:

1. групповое интервью

2. «мозговой штурм»

3. групповая дискуссия

4. огрупление мышления

32. Персонал, занятый обеспечением системы производства - маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности – это:

1. обслуживающий персонал

2. административный персонал

3. инженерно-технический персонал

4. производственный персонал

33. Функция руководителя, предполагающая выбор целей и стратегий развития предприятия, планирование методов реализации поставленных целей, выбор и внедрение инноваций – это:

1. тактическая функция

2. стратегическая функция

3. организационная функция

34.Оценка психологической эффективности руководства не предполагает:

1. оценку личностных особенностей руководителя;

2. оценку авторитета руководителя;

3. оценку мотивации работников.

35.Группа, состоящая из высококвалифицированных специалистов, целью которых является решение поставленных перед ними производственных задач –это:

1. матричная группа

2. проектная группа

3.конгломерат

4. команда

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

3

19

3

2

2

20

2

3

3

21

3

4

2

22

3

5

3

23

2

6

1

24

3

7

3

25

1

8

8

26

3

9

2

27

2

10

8

28

3

11

5

29

2

12

2

30

3

13

4

31

4

14

9

32

1

15

2

33

2

16

1

34

1

17

1

35

2, 4

18

8

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

  1. Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.

  2. Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).

  3. Современные принципы управления персоналом.

  4. Понятие и особенности управленческой деятельности.

  5. Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).

  6. Понятие организация. Ее структура.

  7. Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.

  8. Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.

  9. Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.

  10. Этапы делегирования полномочий.

  11. Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.

  12. Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.

  13. Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей

  14. Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.

  15. Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.

  16. Этапы внедрения инноваций.

  17. Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.

  18. Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления.

  19. Психологические основы аттестации персонала.

  20. Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.

  21. Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

  22. Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).

  23. Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).

  24. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.

  25. Факторы, определяющие карьерный рост.

  26. Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.

  27. Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.

  28. Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.

  29. Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.

  30. Переговорный процесс, этапы и техники.

  31. Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).

  32. Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.

  33. Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.

  34. Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.

  35. Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.

  36. Функция целеполагания в управленческой деятельности.

  37. Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.

  38. Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.

  39. Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.

  40. Личностные особенности эффективного руководителя.

  41. Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).

  42. Факторы, определяющие выбор стиля руководства.

  43. Управление формированием психологического климата в организации.

  44. Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.

  45. Особенности профессионального отбора руководителей

  46. Технология аттестации руководящих кадров.

  47. Особенности планирования карьеры руководителей.

  48. Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.

  49. Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.

  50. Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.

  51. Профессиональные заболевания, их специфика.

  52. Способы профилактики и преодоления деформаций.

  53. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

  54. Личностные особенности эффективного руководителя.

  55. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

  56. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

Комплект экзаменационных билетов

Билет № 1

  1. Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.

  2. Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.

Билет № 2

  1. Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).

  2. Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.

Билет № 3

  1. Современные принципы управления персоналом.

  2. Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.

Билет № 4

  1. Понятие и особенности управленческой деятельности.

  2. Особенности профессионального отбора руководителей

Билет № 5

  1. Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).

  2. Управление формированием психологического климата в организации.

Билет № 6

  1. Понятие организация. Ее структура.

  2. Технология аттестации руководящих кадров.

Билет № 7

  1. Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.

  2. Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.

Билет № 8

  1. Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.

  2. Функция целеполагания в управленческой деятельности.

Билет № 9

  1. Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.

  2. Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.

Билет № 10

  1. Этапы делегирования полномочий.

  2. Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.

Билет № 11

  1. Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.

  2. Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.

Билет № 12

1.Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.

2.Переговорный процесс, этапы и техники.

Билет № 13

  1. Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей

  2. Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).

Билет № 14

  1. Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.

  2. Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.

Билет № 15

  1. Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.

  2. Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.

Билет № 16

  1. Этапы внедрения инноваций.

  2. Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.

Билет № 17

  1. Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.

  2. Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.

Билет № 18

  1. Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления

  2. Факторы, определяющие карьерный рост.

Билет № 19

  1. Психологические основы аттестации персонала.

  2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.

Билет № 20

  1. Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.

  2. Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).

Билет № 21

  1. Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

  2. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

Билет № 22

  1. Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).

  2. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

Билет № 23

  1. Личностные особенности эффективного руководителя.

  2. Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.

Билет № 24

  1. Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.

  2. Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.

Билет № 25

  1. Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.

  2. Способы профилактики и преодоления деформаций.

Билет № 26

  1. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства.

  2. Особенности планирования карьеры руководителей.

Билет № 27

  1. Личностные особенности эффективного руководителя.

  2. Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).

Билет № 28

  1. Факторы, определяющие выбор стиля руководства.

  2. Профессиональные заболевания менеджера, их специфика.

16. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (если необходимо указать)

Учебная дисциплина «Психология управления» является одной из ведущих дисциплин в системе профессиональной подготовки психологов. Изучение студентами данного предмета создает фундаментальные основы их профессиональной подготовки, вне зависимости от их дальнейшей специализации за счет выделения базовых практических знаний, умений и навыков, инвариантных конкретной специализации. Курс является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Общая психология», «Возрастная психология», «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Психолого-педагогический практикум».

Основной целью курса является формирование основ профессионального опыта посредством осуществления особым образом организованной практической профессиональной деятельности; формирование культуры мышления психолога, обладающего практическими навыками, решения широкого круга профессиональных задач из области психологии управления.

Реализация данной цели на практике предполагает решение следующих задач: