1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:
1. оригинальны;
2. экономичны;
3. надёжны.
2. Личностные особенности руководителя:
1. показатель успешности руководства ;
2. фактор эффективности руководства ;
3. не влияют на эффективность руководства.
3. . Упрощенные модели коммуникационных сетей в организации разделяются на:
1. Вертикальные и горизонтальные
2. Сложные и простые
3. Централизованные и децентрализованные
4. Структурированные и хаотические
4. Лидерство, в отличие от руководства, есть функция:
1. Иерархии рабочих отношений
2. Неформальных отношений
3. Административного назначения
4. Сопротивления группы руководству
5. Эффективным стилем принятия решения является:
1. осторожный;
2. импульсивный;
3. рискованный.
6. Неформальное общение
1.необходимо для эффективных коммуникаций
2. снижает эффективность коммуникаций
3. не оказывает влияния на эффективность коммуникаций
7. Неформальные отношения, в которых формируется лидер, разделяют на:
1. Горизонтальные и вертикальные
2. Условные и безусловные
3. Деловые и эмоциональные
4. Прямые и косвенные
8. Феномен группового единомыслия характеризуется
1. Излишним оптимизмом и тягой к риску
2. Коллективным стремлением рационализировать принятое решение
3. Безусловной верой в исповедуемые группой принципы поведения
4. Стереотипом негативного восприятия соперников
5. Самоцензурой членов группы и давлением на несогласных
6. Иллюзией единодушия группы
7. Появлением в группе охранителей группового духа
8. Всем сказанным
9. Всем, кроме указанного в пп. 1 и 7
9. Причиной плохих коммуникаций не является:
1. отсутствие обратной связи
2. аттракция
3. отсутствие контроля над невербальными сигналами
10. Ключевые моменты кадрового менеджмента включают в себя:
1. Наем
2. Адаптацию
3. Карьеру
4. Повышение квалификации
5. Реструктуризацию
6. Оценку
7. Все названное
8. Все, кроме названного в п. 5
9. Все, кроме названного в пп. 2 и 5
11. Феномен каузальной атрибуции может проявляться в деловых отношениях интерпретационными ошибками:
1. Различие оценки роли личностных факторов и внешних обстоятельств в объяснении своего и чужого поведения
2. Проекция на большинство людей своих собственных взглядов и мнений
3. Неравные возможности ролевого поведения
4. Иллюзорные корреляции
5. Все названное
6. Все, кроме названного в п. 4
12. Эффект ореола фиксирует зависимость восприятия частных свойств человека от:
1. Его служебного положения
2. Влияния общего впечатления о нем
3. Уровня его образования
4. Предшествующего рабочего опыта
13. Система мотивации работников к труду и повышения результативности труда включает в себя все перечисленные методы, КРОМЕ:
1. Экономические
2. Целевой
3. Проектирования и перепроектирования работ
4. Управляемого конфликта
5. Партисипативный
14. Целевой метод стимулирования труда предполагает свойства целей, в число которых входят:
1. Простота, ясность, четкость, измеримость
2. Определенность и измеримость результатов
3. Трудность в пределах достижимого
4. Легкость
5. Определенность во времени
6. Контролируемость
7. Все названное
8 Все, кроме названного в п. 3
9. Все, кроме названного в п. 4
15. Исключите неверное суждение
1. лидерство – психологическое явление
2. руководителю необходимо быть лидером
3. лидерство может переходить в руководство
16. Наличие несогласного меньшинства в группе
1. полезно
2. не имеет значения
3. вредно
17. Исключите неверное суждение
1. очень высокая сплоченность группы имеет особую ценность
2. с ростом сплоченности усиливается переживание чувства личной безопасности
3. по мере роста сплоченности снижается текучесть рабочей силы
18. Принципы вознаграждения включают в себя:
1 Конкретность
2. Немедленность
3. Приуроченность к событиям в жизни страны или организации
4. Достижимость
5. Непредсказуемость и нерегулярность
6. Вознаграждение как воплощенное внимание высшего руководства организации
7. Все верно
8. Верно все, кроме указанного в п. 3
9 Верно все, кроме указанного в п. 5
19. Стиль руководства – это:
1. характеристика личности руководителя;
2. проявление способностей руководителя;
3. характеристика деятельности руководителя.
Наибольшее влияние на эффективное руководство оказывает:
1. моральный авторитет;
2. формальный авторитет;
3. функциональный авторитет.
21.Если процесс принятия решения отклоняется от имеющихся предписаний, то это:
1. зависит от организационной культуры;
2. грубое нарушение;
3. нормальное явление.
22.Традиционная модель стиля руководства (К. Левина) имеет своим основанием:
1. степень жёсткости руководителя;
2. эмоциональность руководителя;
3. способ реализации функции принятия решения.
23. Участие группы наибольшей степени затрудняет процесс принятия решений на этапе:
1. анализа проблемы;
2. выбора наилучшей альтернативы;
3. формулировки альтернатив (вариантов решений).
24. Наилучшие решения вырабатываются группой объёмом:
1. 3 человека;
2. объём значения не имеет;
3. 4 - 8 человек.
25. «Сдвиг риска» наблюдается:
1. в групповом решении;
2. в индивидуальном решении;
3. в управлении инновационным процессом.
26. Основным видом коммуникативного поведения руководителя является:
1. переговоры
2. публичные выступления
3. деловая беседа
27. При проведении беседы и переговоров необходимо:
1. оказывать давление на партнеров
2. поддерживать атмосферу взаимного доверия
3. занимать отстраненную позицию
28. Наибольшим мотивационным потенциалом обладают:
1. легкие цели
2. цели, требующие для их достижения средних усилий
3. трудные цели
29. При формулировке целей перед подчиненными необходимо:
1. ориентироваться на индивидуальные интересы работника
2. достигать компромисс между индивидуальными и общеорганизационными интересами
3. ориентироваться на цели организации
30. Эффект межличностного восприятия, характеризующийся склонностью людей доверять информации, представленной им в научном, магическом или ритуальном контексте - это:
1 эффект ореола 2 эффект установки |
|
3. эффект Барнума |
|
4. эффект проекции
31. К способам принятия группового решения не относится:
1. групповое интервью 2. «мозговой штурм» |
|
3. групповая дискуссия |
|
4. огрупление мышления
32. Персонал, занятый обеспечением системы производства - маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности – это:
1. обслуживающий персонал
2. административный персонал
3. инженерно-технический персонал
4. производственный персонал
33. Функция руководителя, предполагающая выбор целей и стратегий развития предприятия, планирование методов реализации поставленных целей, выбор и внедрение инноваций – это:
1. тактическая функция
2. стратегическая функция
3. организационная функция
34.Оценка психологической эффективности руководства не предполагает:
1. оценку личностных особенностей руководителя;
2. оценку авторитета руководителя;
3. оценку мотивации работников.
35.Группа, состоящая из высококвалифицированных специалистов, целью которых является решение поставленных перед ними производственных задач –это:
1. матричная группа
2. проектная группа
3.конгломерат
4. команда
Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ |
1 | 3 | 19 | 3 |
2 | 2 | 20 | 2 |
3 | 3 | 21 | 3 |
4 | 2 | 22 | 3 |
5 | 3 | 23 | 2 |
6 | 1 | 24 | 3 |
7 | 3 | 25 | 1 |
8 | 8 | 26 | 3 |
9 | 2 | 27 | 2 |
10 | 8 | 28 | 3 |
11 | 5 | 29 | 2 |
12 | 2 | 30 | 3 |
13 | 4 | 31 | 4 |
14 | 9 | 32 | 1 |
15 | 2 | 33 | 2 |
16 | 1 | 34 | 1 |
17 | 1 | 35 | 2, 4 |
18 | 8 |
|
|
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)
Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.
Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).
Современные принципы управления персоналом.
Понятие и особенности управленческой деятельности.
Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).
Понятие организация. Ее структура.
Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.
Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.
Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.
Этапы делегирования полномочий.
Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.
Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.
Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей
Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.
Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.
Этапы внедрения инноваций.
Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.
Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления.
Психологические основы аттестации персонала.
Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.
Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).
Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).
Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.
Факторы, определяющие карьерный рост.
Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.
Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.
Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.
Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.
Переговорный процесс, этапы и техники.
Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).
Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.
Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.
Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.
Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.
Функция целеполагания в управленческой деятельности.
Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.
Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.
Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.
Личностные особенности эффективного руководителя.
Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).
Факторы, определяющие выбор стиля руководства.
Управление формированием психологического климата в организации.
Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.
Особенности профессионального отбора руководителей
Технология аттестации руководящих кадров.
Особенности планирования карьеры руководителей.
Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.
Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.
Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.
Профессиональные заболевания, их специфика.
Способы профилактики и преодоления деформаций.
Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.
Личностные особенности эффективного руководителя.
Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.
Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).
Комплект экзаменационных билетов
Билет № 1
Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.
Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.
Билет № 2
Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).
Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.
Билет № 3
Современные принципы управления персоналом.
Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.
Билет № 4
Понятие и особенности управленческой деятельности.
Особенности профессионального отбора руководителей
Билет № 5
Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).
Управление формированием психологического климата в организации.
Билет № 6
Понятие организация. Ее структура.
Технология аттестации руководящих кадров.
Билет № 7
Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.
Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.
Билет № 8
Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.
Функция целеполагания в управленческой деятельности.
Билет № 9
Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.
Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.
Билет № 10
Этапы делегирования полномочий.
Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.
Билет № 11
Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.
Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.
Билет № 12
1.Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.
2.Переговорный процесс, этапы и техники.
Билет № 13
Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей
Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).
Билет № 14
Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.
Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.
Билет № 15
Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.
Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.
Билет № 16
Этапы внедрения инноваций.
Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.
Билет № 17
Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.
Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.
Билет № 18
Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления
Факторы, определяющие карьерный рост.
Билет № 19
Психологические основы аттестации персонала.
Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.
Билет № 20
Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.
Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).
Билет № 21
Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.
Билет № 22
Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).
Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).
Билет № 23
Личностные особенности эффективного руководителя.
Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.
Билет № 24
Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.
Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.
Билет № 25
Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.
Способы профилактики и преодоления деформаций.
Билет № 26
Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства.
Особенности планирования карьеры руководителей.
Билет № 27
Личностные особенности эффективного руководителя.
Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).
Билет № 28
Факторы, определяющие выбор стиля руководства.
Профессиональные заболевания менеджера, их специфика.
16. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (если необходимо указать)
Учебная дисциплина «Психология управления» является одной из ведущих дисциплин в системе профессиональной подготовки психологов. Изучение студентами данного предмета создает фундаментальные основы их профессиональной подготовки, вне зависимости от их дальнейшей специализации за счет выделения базовых практических знаний, умений и навыков, инвариантных конкретной специализации. Курс является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Общая психология», «Возрастная психология», «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Психолого-педагогический практикум».
Основной целью курса является формирование основ профессионального опыта посредством осуществления особым образом организованной практической профессиональной деятельности; формирование культуры мышления психолога, обладающего практическими навыками, решения широкого круга профессиональных задач из области психологии управления.
Реализация данной цели на практике предполагает решение следующих задач:
получение базовых знаний в области психологии управления;
формирование умений вычленять психологические аспекты в деятельности руководителя учреждения;
овладение психологическими методами управления учреждениями;
формирование умения формулировать по оптимизации деятельности руководителя учреждения
- Министерство образования и науки рф
- 5. Место дисциплины в структуре ооп впо.
- 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
- 8. Содержание дисциплины (модуля)
- 9. Содержание разделов дисциплины (модуля)
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Тема 3.4 Функции организации
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Тема 3.6 Функция контроля
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 10. Темы для самостоятельного изучения
- 11. Образовательные технологии
- 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Практическое занятие № 1 Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии
- Практическое занятие № 2 Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека
- Практическое занятие № 3 Тема: Психологическая сущность организаций
- Практическое занятие № 4 Тема: Трудовой коллектив как объект управления
- Практическое занятие № 5 Тема: Командные принципы организации труда на предприятии
- Практическое занятие № 6 Тема: Психологические особенности принятия управленческих решений
- Практическое занятие № 7 Тема: Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей
- Практическое занятие № 8 Тема: Функция организации трудовой деятельности
- Практическое занятие № 9 Тема: Коммуникативная функция руководителя
- Практическое занятие № 10 Тема: Интерактивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 11 Тема: Перцептивная функция в деятельности руководителя
- Практическое занятие № 12 Тема: Инновационная функция руководителя
- Практическое занятие № 13 Тема: Кадровые функции руководителя
- Практическое занятие № 14 Тема: Представительская функция руководителя
- Практическое занятие № 15 Тема: Личность менеджера
- Практическое занятие № 16 Тема: Деформации личности в управленческой деятельности
- Практическое занятие № 17-18 Тема: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей
- 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Электронные образовательные ресурсы (эор):
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Электронные учебники
- 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:
- 17. Содержательный компонент теоретического материала
- Раздел I. Предмет психологии управления
- Тема 1.1 Теория управления
- Понятие управления
- Развитие теории управления
- Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений»
- Системный подход в менеджменте
- Тема 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности
- Отличительные черты управления учебным процессом
- Тема 1.3 Психология управления как наука
- Методы исследований:
- Раздел II. Личность руководителя
- Тема 2.1 Эффективность руководства
- Тема 2.2 Личностные особенности эффективного руководителя
- Тема 2.3 Стиль руководства
- Раздел III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
- Тема 3.1 Функция принятия решения
- Примерные виды работ и решений, принимаемых руководителем предприятия в течение рабочего дня
- Процесс принятия управленческих решений
- Этапы принятия управленческих решений
- Тема 3.2 Коммуникативная функция руководителя
- Тема 3.3 Функция планирования
- Сущность функции целеполагания
- Типология целей организации
- Планирование деятельности организации
- Структура процесса планирования
- Типология планирования и его принципы
- Тема 3.4 Функции организации
- Объект, предмет и специфика cd- подхода
- Тема 3.5 Управление мотивацией
- Теория потребностей а. Маслоу и практика менеджмента
- Двухфакторная теория трудовой мотивации ф. Герцберга
- Тема 3.6 Функция контроля
- Контроль в управленческой деятельности
- Тема 3.7 Кадровые функции руководителя
- Основные методы сбора информации при диагностических обследованиях
- Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы
- Концепция обучающей организации как проводника изменений
- Теории обучения
- Модель л. Колба
- Таксономия б. Блума
- Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях
- Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации
- Тема 3.8 Инновационная функция руководителя
- Уровни внедрения инноваций
- Управление изменениями
- Тема 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
- Тема 3.10 Представительская функция руководителя
- Раздел IV. Социально-психологические аспекты управления организациями
- Тема 4.1 Формальные и неформальные организации
- Тема 4.2 Руководство и лидерство
- Тема 4.3 Основы группового поведения
- Тема 4.4 Психологический климат в организации
- Основные компоненты организационной культуры
- Тема 4.5 Управление конфликтами
- 18. Словарь терминов
- Основная образовательная программа
- 20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
- 21. Учебные занятия по дисциплине ведут: