logo search
Методички / Upravlenie_riskami_i_strakhovanie / Пособие ч

6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии

Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предпри­ятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно- технических, финансовых, социальных и иных мер, основы­вающихся на правовых нормах Российской Федерации и организационно-распорядительных положениях руководителя предприятия.

Эффективная защита предпринимательской тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий:

- единство в решении производственных, коммерческих, финансовых вопросов;

- персональная ответственность руководителей всех уровней за обеспечение сохранности конфиденциальной информации;

- организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны;

-оптимальное ограничение числа лиц, имеющих допуск к информации, составляющей коммерческую тайну;

- выполнение требований по обеспечению сохранения коммерческой тайны при проектировании и размеще­нии специальных помещений, в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, подписания контрактов; при проведении важных совещаний;

- наличие охраны и пропускного режима на территории предприятия;

- плановость разработки и осуществления мер по защите коммерческой тайны, систематический контроль за эффективностью принимаемых мер;

- создание системы обучения исполнителей правилам обеспечения сохранности коммерческой тайны. Для снижения возможных потерь, связанных с утечкой конфиденциальной информации, в первую очередь предпринимателю следует выявить, учесть и перекрыть все вероятные каналы утечки информации через:

- государственные учреждения;

- посредников и партнеров;

- адвокатские и консульские фирмы;

- промышленный шпионаж;

- подкуп, шантаж сотрудников предпринимательской фирмы;

- рекламу, печатную продукцию, прессу.

Информация не существует сама по себе, а жестко связана с ее носителями: бумажными документами, видеопленкой, компьютерным файлом, телефонным, телеграфным, факси­мильным сообщением и т. п. Соответственно для защиты ком­мерческой тайны необходимо правильно организовать:

- порядок делопроизводства с документами, содержащи­ми предпринимательскую тайну;

- контроль за средствами копирования и размножения до­кументов;

- защиту коммерческой информации в средствах связи и компьютерной техники;

- учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (в первую очередь это касается опытных образцов);

- охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений;

- контроль за посещениями данного предприятия посто­ронними лицами.

Главная опасть утечки информации — в людях. Так, вероятность утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, при прове­дении таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание слу­жащих фирмы, составляет 43%, получение сведений путем их вы­ведывания у сотрудников фирмы — 24%, путем проникновения в компьютерную сеть— 18%, кражи документации — 10%, подслу­шивания телефонных переговоров — 5%. Персонал предприятия является, с одной стороны, важнейшим ресурсом предпринима­тельской деятельности, выступающим в качестве создателя мате­риальных и интеллектуальных ценностей, а с другой — конкрет­ные сотрудники в силу различных обстоятельств могут стать ис­точником крупных потерь и даже банкротства предприятия.

В качестве возможного выхода из такого положения мож­но рекомендовать два варианта:

- держать в особом секрете от кого бы то ни было неболь­шие, но стратегические подробности технологии дела и осуществлять их только самим руководителем;

- стимулировать способных сотрудников, регулярно выделять им денежные вознаграждения, в некоторых случаях наиболее способным и активным предлагать стать компаньоном, совладельцем фирмы.

Важнейшим направлением защиты коммерческой тайны предприятия является стабильность кадрового состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за вы­сокой текучести, разработки фирмы будут становиться бес­платным достоянием конкурентов.

В общем плане система защиты коммерческой тайны должна состоять из следующих этапов:

  1. Определение предмета защиты, то есть разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в котором выделяется наиболее ценная информация, нуждающаяся в особой охране.

  2. Установление периодов, в течение которых конкретные сведения являются коммерческой тайной.

  3. Выделение категории носителей конфиденциальной информации: персонал, документы, изделия и материалы; технические средства хранения, обработки и передачи информации и т. п.

  4. Составление схемы работ с конфиденциальными сведениями как на предприятии, так и за его пределами.

  1. Разработка систем допуска к конкретным сведениям составляющим коммерческую тайну.

  2. Распределение ответственности за защиту конфиденци­альной информации между сотрудниками.

  3. Разработка конкретных мер по защите коммерческой тай­ны и назначение ответственных исполнителей.

  4. Планирование действий по активизации и стимулированию лиц, задействованных в защите информации.

9. Проверка надежности принятых мер обеспечения ком­мерческой тайны.