6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии
Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно- технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации и организационно-распорядительных положениях руководителя предприятия.
Эффективная защита предпринимательской тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий:
- единство в решении производственных, коммерческих, финансовых вопросов;
- персональная ответственность руководителей всех уровней за обеспечение сохранности конфиденциальной информации;
- организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны;
-оптимальное ограничение числа лиц, имеющих допуск к информации, составляющей коммерческую тайну;
- выполнение требований по обеспечению сохранения коммерческой тайны при проектировании и размещении специальных помещений, в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, подписания контрактов; при проведении важных совещаний;
- наличие охраны и пропускного режима на территории предприятия;
- плановость разработки и осуществления мер по защите коммерческой тайны, систематический контроль за эффективностью принимаемых мер;
- создание системы обучения исполнителей правилам обеспечения сохранности коммерческой тайны. Для снижения возможных потерь, связанных с утечкой конфиденциальной информации, в первую очередь предпринимателю следует выявить, учесть и перекрыть все вероятные каналы утечки информации через:
- государственные учреждения;
- посредников и партнеров;
- адвокатские и консульские фирмы;
- промышленный шпионаж;
- подкуп, шантаж сотрудников предпринимательской фирмы;
- рекламу, печатную продукцию, прессу.
Информация не существует сама по себе, а жестко связана с ее носителями: бумажными документами, видеопленкой, компьютерным файлом, телефонным, телеграфным, факсимильным сообщением и т. п. Соответственно для защиты коммерческой тайны необходимо правильно организовать:
- порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну;
- контроль за средствами копирования и размножения документов;
- защиту коммерческой информации в средствах связи и компьютерной техники;
- учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (в первую очередь это касается опытных образцов);
- охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений;
- контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.
Главная опасть утечки информации — в людях. Так, вероятность утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, при проведении таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание служащих фирмы, составляет 43%, получение сведений путем их выведывания у сотрудников фирмы — 24%, путем проникновения в компьютерную сеть— 18%, кражи документации — 10%, подслушивания телефонных переговоров — 5%. Персонал предприятия является, с одной стороны, важнейшим ресурсом предпринимательской деятельности, выступающим в качестве создателя материальных и интеллектуальных ценностей, а с другой — конкретные сотрудники в силу различных обстоятельств могут стать источником крупных потерь и даже банкротства предприятия.
В качестве возможного выхода из такого положения можно рекомендовать два варианта:
- держать в особом секрете от кого бы то ни было небольшие, но стратегические подробности технологии дела и осуществлять их только самим руководителем;
- стимулировать способных сотрудников, регулярно выделять им денежные вознаграждения, в некоторых случаях наиболее способным и активным предлагать стать компаньоном, совладельцем фирмы.
Важнейшим направлением защиты коммерческой тайны предприятия является стабильность кадрового состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за высокой текучести, разработки фирмы будут становиться бесплатным достоянием конкурентов.
В общем плане система защиты коммерческой тайны должна состоять из следующих этапов:
Определение предмета защиты, то есть разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в котором выделяется наиболее ценная информация, нуждающаяся в особой охране.
Установление периодов, в течение которых конкретные сведения являются коммерческой тайной.
Выделение категории носителей конфиденциальной информации: персонал, документы, изделия и материалы; технические средства хранения, обработки и передачи информации и т. п.
Составление схемы работ с конфиденциальными сведениями как на предприятии, так и за его пределами.
Разработка систем допуска к конкретным сведениям составляющим коммерческую тайну.
Распределение ответственности за защиту конфиденциальной информации между сотрудниками.
Разработка конкретных мер по защите коммерческой тайны и назначение ответственных исполнителей.
Планирование действий по активизации и стимулированию лиц, задействованных в защите информации.
9. Проверка надежности принятых мер обеспечения коммерческой тайны.
- Оглавление
- Введение
- 1. Сущность риска и его классификация
- 1.1. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
- 1.2. Определение риска
- 1.3. Функции предпринимательского риска
- 1.4. Классификация предпринимательских рисков
- 1.5. Политический риск
- 1.6. Технический риск
- 1.7. Производственный риск
- 1.8. Коммерческий риск
- 1.9. Финансовый риск
- 1.10. Отраслевой риск
- 1.11. Инновационный риск
- 2. Риск и доходность
- 2.1. Виды риска
- 3. Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска
- 3.1. Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Факторы прямого воздействия
- Факторы косвенного воздействия
- 3.2. Внутренние факторы, влияющие на уровень риска
- 4. Анализ, оценка и управление рисками.
- 4.1. Об управлении рисками
- 4.2. Оценка предпринимательских рисков
- 4.3. Анализ риска
- 4.4. Относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния фирмы
- 5. Количественные оценки экономического риска в условиях неопределенности
- 5.1. Принятие оптимальных решений в условиях неопределённости
- 5.2. Матричные игры
- 5.2.1. Понятие игры с природой
- 5.2.2. Предмет теории игр. Основные понятия
- 5.3. Критерии оптимальности в условиях полной неопределенности
- 5.3.1. Критерий гарантированного результата
- 5.3.2. Критерий оптимизма
- 5.3.3. Критерий пессимизма
- 5.3.4. Критерий минимаксного риска Сэвиджа
- 5.3.5. Критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
- 5.4. Сравнительная оценка вариантов решений в зависимости от критериев эффективности.
- 5.5. Оптимальность по Парето.
- 5.6. Определение оптимального объёма производства швейного предприятия в условиях неопределённости.
- 5.6.1. Верхняя и нижняя цена игры
- 5.6.2. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
- 5.6.3. Выбор оптимального ассортимента продукции
- 5.7. Пример количественной оценки риска на основе анализа финансового состояния предприятия
- 6. Основные методы и пути минимизации риска
- 6.1. Диверсификация как метод снижения риска
- 6.2. Передача риска
- 6.3. Страхование предпринимательских рисков
- 6.4. Управление рисками и управление персоналом
- 6.5. Бизнес-планирование
- 6.6. Подбор персонала предпринимательской организации
- 6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии
- 7. Риски в производственном предпринимательстве.
- 7.1. Риски невостребованности производственной продукции
- 7.2. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)
- 7.3. Риски усиления конкуренции
- 7.4. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов
- 7.5. Риски потери имущества предпринимательской организации
- 8. Риски в банковском предпринимательстве.
- 8.1. Внутренние риски.
- 8.2. Внешние риски
- 9. Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1. Организация системы риск-менеджмента на предприятии
- 9.2. Управление рисками на предприятии
- Заключение.
- Библиографический список