logo
Методички / Upravlenie_riskami_i_strakhovanie / Пособие ч

6.5. Бизнес-планирование

Еще один внутренний источник минимизации риска — это планирование и прогнозирование развития предприниматель­ской фирмы. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть экономиче­ские колебания и приспособиться к ним или к изменениям конъюнктуры рынка, снизив таким образом уровень риска.

Следует согласиться с точкой зрения К. Татеиси, который отмечает, что, занимаясь бизнесом, предприниматель должен взять себе за правило прогнозировать будущее и соответствен­но регулировать деятельность своей фирмы. Действительно, предпринимателю необходимо постоянно смотреть в будущее, собирать информацию, анализировать и на основе этого пла­нировать.

Планирование деятельности фирмы, как правило, основа­но на разработке бизнес-плана. Бизнес-план выполняет три функции. Во-первых, он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. У предпринимателя появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще «на бумаге», а не в реальности, рассмотрев свою компанию со всех сторон — маркетинга, финансов, производственной деятельности и др.

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности фирмы за определенный срок. В этом отношении такой план может и должен стать основой нового плана.

И, в-третьих, назначением бизнес-плана является необходимость привлечения денежных средств, так как большинство кредиторов или инвесторов вкладывают деньги в фирму, только ознакомившись с бизнес-планом.

Разработка бизнес-плана для любой компании становится первым опытом стратегического планирования. И в противоположность существующему мнению, будто бы стратегическое планирование необходимо только крупным фирмам, авторы считают, что составление планов не только может проводиться в рамках малой фирмы, но и имеет для нее жизненно важное значение, поскольку такая фирма, в отличие от крупной, часто не имеет ресурсов, которые позволили бы ей улучшить свое положение в результате действия непредвиденных рисков.

Одновременно бизнес-план является и руководством в работе фирмы, он может использоваться для управления компанией и как инструмент прогнозирования результатов деятельности. План может уточняться по мере воплощения его в действительность, когда выявится, насколько точными оказались его расчетные показатели. Таким образом, у фирмы появляется система раннего оповещения, позволяющая своевременней принимать меры для решения возникающих проблем.

При разработке бизнес-плана действующие предпринимательские фирмы обладают преимуществом по сравнению с начинающими, так как цифры, которые они используют для расчетов, имеют надежное обоснование в виде результатов их деятельности. А их планы на будущее основываются на прошлой стратегии, то есть на прошлых успехах и неудачах. Однако многие отечественные предприниматели часто отказываются от планирования своей деятельности, хоты это один из действенных внутренних источников минимизации риска. Любая предпринимательская структура более устойчива, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним негативным воздействиям. Вывод таков: крайне необходимо представлять направления деятельности предпринимательской фирмы, руководитель всегда должен иметь ситуационный план, где «отмечены» критические точки фирмы, варианты развития ситуаций, возможные негативные последствия и спо­собы их нейтрализации. Это значительно облегчает поиск вы­хода из рисковой ситуации, избавляет от неизвестности, а зна­чит, снижает уровень возможного риска, [9].