7.1. Риски невостребованности производственной продукции
Риск невостребованности продукции возникает вследствие отказа потребителя от приобретения продукции, произведенной предпринимательской фирмой. Риск характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по этой причине. Причин возникновения риска невостребованности произведенной продукции может быть много, они могут быть взаимосвязанными и взаимообусловленными. Эти причины с точки зрения условий возникновения можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние причины возникновения риска зависят от деятельности самой предпринимательской организации, ее подразделений и отдельных работников. К ним относятся следующие:
- квалификация производственного персонала (работников);
- организация производственного процесса;
- организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
- организация сбыта готовой продукции;
- организация рекламы производимой продукции;
- управление предприятием;
- маркетинговые исследования рынка.
Уровень риска невостребованности продукции зависит от уровня квалификации персонала предпринимательской организации, так как именно ошибки работников могут повлечь за собой возникновение данного риска. Например, неправильно составленный специалистами прогноз спроса на производимую предприятием продукцию приведет к диспропорции между объемом произведенной и реализованной продукции, т. е. часть продукции не будет реализована и превысит спрос. В результате подобной ошибки предпринимательская фирма понесет убытки. Кроме этого, неверно выбранные каналы сбыта произведенной продукции, направления ее сбыта, время и место реализации продукции работниками маркетинговой службы могут привести к несоответствию фактического объема реализации прогнозному объему спроса, что также вызовет потери в прибыли.
Организация производственного процесса может повлиять на уровень риска невостребованности продукции, так как нарушения в технологическом цикле опять же приводят к снижению качества производимой продукции, к явному или скрытому браку. Обнаружение скрытого брака потребителями наносит не только экономический, но и моральный вред предпринимательской организации. Возврат потребителем бракованной продукции приравнивается к невостребованной продукции, к тому же потребителю необходимо возместить причиненные убытки. Неритмичность работы подразделений предприятия сказывается на росте издержек производства и качестве готовых изделий. Внеплановые остановки оборудования также отражаются на себестоимости и качестве продукции. Очень часто предприятие для того, чтобы прекратить время простоев, прибегает к штурмовщине и нарушению технологических процессов, что отрицательно сказывается на конечных результатах.
Причины несоблюдения технологического процесса на предприятии можно объединить в две группы:
- зависящие от персонала предприятия: низкий уровень управления, ошибки в планировании, недостаточное знание технологии производства данной продукции, использование устаревшего оборудования, слабый контроль качества, применение низкокачественных материалов, сырья, комплектующих изделий, низкая производственная дисциплина, слабая мотивация работнике и др.;
- «не зависящие от предприятия: внезапное отключение электроэнергии, перебои в водоснабжении, аварийные остановки предприятия и т. п.
Следующей причиной возникновения риска невостребованности продукции являются перебои в организации снабжения предпринимательской организации материальными ресурсами, необходимыми для производства продукции. К материальным ресурсам относятся: основные (сырье) и вспомогательные (например, реактивы и химикаты) материалы, комплектующие изделия, запасные части для ремонта оборудования, тара или упаковка, прочие материалы. В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и особенностей производимой продукции материальные ресурсы могут включать в себя и другие специфические составляющие, влияющие на технический уровень и качество товаров.
Следовательно, на уровень риска невостребованности продукции опосредованно оказывает влияние качество сырья и материалов, их своевременное поступление на предприятие, а также их цена. Замена необходимых материалов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие материалы или дороже, или не соответствуют техническому уровню изготовляемой продукции, что приводит к увеличению ее цены и падению спроса на нее даже при улучшении качества. Непосредственное влияние на уровень риска невостребованности продукции могут оказывать и другие внутренние факторы.
Риск невостребованности продукции может явиться следствием выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения продукции к потребителю. Эффективность сбыта производимой продукции зависит от сложности канала сбыта: пользуется производитель услугами оптовых и розничных посредников или занимается реализацией товаров конечному потребителю сам.
Возможность возникновения риска невостребованности продукции при неэффективной организации сбыта вероятна для следующих ситуаций:
- если производитель опирается на собственные каналы сбыта; руководство фирмы может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, неэффективно организовать оплату труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов;
- « производственная фирма для того, чтобы добиться большей независимости от торговых фирм, образовала собственную сбытовую сеть, однако издержки на ее содержание вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. А это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж;
- в случае предоставления фирмам-посредникам исключительных прав по сбыту продукции на локальном или региональном рынках из-за недостаточной заинтересованности посредника, уровня материальных возможностей, умения посредников снизить объемы продажи продукции фирмы в данном регионе или отрасли;
- даже при наличии спроса на продукцию производственной фирмы, но при отсутствии собственной развитой сети быта и незаинтересованности в организации продаж продукции посредническими фирмами производитель несвоевременно ее реализует и понесет значительные потери.
Следующей причиной возникновения риска невостребованности продукции является неэффективная реклама производимого товара или услуги, например:
- реклама может быть недостаточной или избыточной по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя;
- реклама может быть недостаточной или избыточной по своему объему;
- реклама может быть неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей;
- реклама может быть непрофессионально выполнена в результате размещения заказа на нее случайным агентствам (в целях экономии);
- ошибочно могут быть выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.
Существуют некоторые общие принципы создания рекламы, на которых мы коротко остановимся. Прежде всего реклама должна представлять с выгодной стороны продукт не сам по себе, а как средство удовлетворения определенной потребности. Рекламная информация будет более действенной, если она обладает новизной, эмоциональным эффектом. Необходимо разрабатывать рекламу продукции, учитывая жизненный цикл продукции.
Если рекламируемый товар является новым, то потенциальных покупателей необходимо об этом известить, сообщим о его основных и дополнительных потребительских свойствах, способах его применения и т. п., то есть реклама должна носить информационный характер. Такая реклама должна применяться на этапе введения товара на рынок.
На следующем этапе рыночной жизни товара, для увеличения спроса на него используется убеждающая реклама, цель которой — сформировать предпочтение к данному товару, выделить его из всей массы аналогичных товарных предложений.
На этапе рыночной зрелости товара, когда спрос на него относительно стабилизировался или стал несколько снижаться, используется напоминающая реклама, убеждающая потребителей данной продукции в правильности их выбора.
Производственная фирма должна постоянно рекламировать производимую продукцию для поддержания объемов продаж на необходимом уровне и снижения риска невостребованности продукции. Предприятие может самостоятельно разрабатывать рекламу, создав свое специализированное подразделение, либо воспользоваться услугами рекламного агентства. При организации рекламы продукции необходимо руководствоваться российским законодательством, в частности Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ, Уголовным кодексом РФ и др. Так, в соответствии с законом «О рекламе» не допускается недобросовестная, недостоверная реклама. Недобросовестной является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других юридических или физических лиц, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара и т. п.
В соответствии с законом не допускается также заведомо ложная, скрытая и неэтичная реклама.
Внешние причины риска невостребованности продукции посредственно не зависят от деятельности предпринимательской организации, хотя в некоторых случаях данная зависимость существует. Например, в результате плохо организованного документооборота на предприятии уведомление потребителю о готовности его заказа отправлено несвоевременно, в результате чего потребитель израсходовал финансовый ресурсы на другие цели и отказался приобретать заказанную продукцию.
К невостребованности продукции приводит нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции, что ведет к ухудшению общего экономического положения населения и снижению его покупательской способности. Невостребованность продукции вызывают не только скачки инфляции но и инфляционные ожидания. В результате опасения роста инфляции товары закупаются впрок еще до момента ее роста а затем наступает спад спроса на данные товары и его стабилизация. Данный момент предпринимательским организациям необходимо учитывать при планировании объемов производства, чтобы избежать риска.
Демографический фактор тоже оказывает влияние на риск невостребованности продукции, особенно если речь идет о продукции, которая рассчитана на определенные демографические группы. Демографический фактор связан с географией распределения потребителей, которая в свою очередь может стать причиной невостребованности продукции. Различные географические регионы предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделия, а также к его качеству.
По времени возникновения риска невостребованности продукции можно выделить три возможных ситуации:
- возможность риска выявлена на стадии, предшествует щей производству продукции;
- возможность риска выявлена непосредственно на стадии производства;
- возможность риска выявлена на стадии реализации продукции.
В том случае, если риск обнаружен в предшествующем производству периоде, производитель имеет возможность свести ущерб, вызванный риском, к минимуму. Предпринимательская организация может просто не приступать к производству данной рисковой продукции и заменить ее другой. Потери в данном случае ограничатся затратами организации на исследование рынка, разработку рисковой продукции и т. п.
Обнаружение риска непосредственно на стадии производства продукции может оказать негативное влияние на финансовое состояние предпринимательской фирмы, так как в этом случае сумма ущерба включает в себя на только затраты предприятия на разработку данной продукции и исследование рынка, но и издержки на подготовку, освоение, производство и частичную реализацию продукции. Это влияние усилится, если возникает риск невостребованности основной продукции организации, то есть той продукции, которая составляет основной объем производства. В данном случае избежать риска можно путем внесения изменений в дизайн, конструкцию, цену изделия в соответствии с пожеланиями потребителей.
Обнаружение риска невостребованности продукции на стадии ее реализации может привести предпринимательскую организацию к банкротству, так как производство продукции завершено, изменить ничего нельзя, за исключением снижения цены, чтобы хоть как-то возместить потери.
- Оглавление
- Введение
- 1. Сущность риска и его классификация
- 1.1. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
- 1.2. Определение риска
- 1.3. Функции предпринимательского риска
- 1.4. Классификация предпринимательских рисков
- 1.5. Политический риск
- 1.6. Технический риск
- 1.7. Производственный риск
- 1.8. Коммерческий риск
- 1.9. Финансовый риск
- 1.10. Отраслевой риск
- 1.11. Инновационный риск
- 2. Риск и доходность
- 2.1. Виды риска
- 3. Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска
- 3.1. Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Факторы прямого воздействия
- Факторы косвенного воздействия
- 3.2. Внутренние факторы, влияющие на уровень риска
- 4. Анализ, оценка и управление рисками.
- 4.1. Об управлении рисками
- 4.2. Оценка предпринимательских рисков
- 4.3. Анализ риска
- 4.4. Относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния фирмы
- 5. Количественные оценки экономического риска в условиях неопределенности
- 5.1. Принятие оптимальных решений в условиях неопределённости
- 5.2. Матричные игры
- 5.2.1. Понятие игры с природой
- 5.2.2. Предмет теории игр. Основные понятия
- 5.3. Критерии оптимальности в условиях полной неопределенности
- 5.3.1. Критерий гарантированного результата
- 5.3.2. Критерий оптимизма
- 5.3.3. Критерий пессимизма
- 5.3.4. Критерий минимаксного риска Сэвиджа
- 5.3.5. Критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
- 5.4. Сравнительная оценка вариантов решений в зависимости от критериев эффективности.
- 5.5. Оптимальность по Парето.
- 5.6. Определение оптимального объёма производства швейного предприятия в условиях неопределённости.
- 5.6.1. Верхняя и нижняя цена игры
- 5.6.2. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
- 5.6.3. Выбор оптимального ассортимента продукции
- 5.7. Пример количественной оценки риска на основе анализа финансового состояния предприятия
- 6. Основные методы и пути минимизации риска
- 6.1. Диверсификация как метод снижения риска
- 6.2. Передача риска
- 6.3. Страхование предпринимательских рисков
- 6.4. Управление рисками и управление персоналом
- 6.5. Бизнес-планирование
- 6.6. Подбор персонала предпринимательской организации
- 6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии
- 7. Риски в производственном предпринимательстве.
- 7.1. Риски невостребованности производственной продукции
- 7.2. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)
- 7.3. Риски усиления конкуренции
- 7.4. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов
- 7.5. Риски потери имущества предпринимательской организации
- 8. Риски в банковском предпринимательстве.
- 8.1. Внутренние риски.
- 8.2. Внешние риски
- 9. Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1. Организация системы риск-менеджмента на предприятии
- 9.2. Управление рисками на предприятии
- Заключение.
- Библиографический список