logo
Методички / Upravlenie_riskami_i_strakhovanie / Пособие ч

7. Риски в производственном предпринимательстве.

Производственное предпринимательство — это экономи­чески активная деятельность субъектов рыночной экономи­ки, предметом которой является производство товаров, выпол­нение работ и оказание услуг, подлежащих последующей реа­лизации потребителям. При этом функция производства яв­ляется определяющей. С точки зрения общества в целом про­изводственное предпринимательство имеет приоритетное зна­чение, поскольку общественное богатство зависит от состоя­ния дел в сфере материального, научно-технического и сер­висного производства.

Предпринимательская деятельность в сфере производства товаров может носить основной или вспомогательный харак­тер. К основным относятся те виды предпринимательской де­ятельности, результатом которых является производство това­ра, готового к потреблению. К вспомогательным относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых сво­дится к разработке и передаче непосредственным товаропро­изводителям способов, методов, приемов, применение кото­рых в процессе производства воздействует на повышение ка­чественных и количественных характеристик производимого товара. Сюда же относятся предпринимательские фирмы, ре­зультатом деятельности которых является разработка и пере­дача непосредственным товаропроизводителям новой техни­ки, технологии или научно-технических разработок, оказание услуг производственного характера (строительные работы, транспортные услуги и др.).

В настоящее время в России производственное предпри­нимательство является наиболее рисковым видом деятельно­сти. Это связано с тем, что процесс производства включает в себя несколько стадий, на каждой из которых предпринима­тель может понести потери в результате ошибочных действий или негативного воздействия внешней среды.

Разрабатывая программу осуществления производственной Деятельности, предприниматель в первую очередь выбирает предмет производственной деятельности, иначе говоря, наме­чает, какие именно товары, работы, услуги он намерен произ­водить, изучив потребности рынка. Данная стадия является основной, так как от правильности выбора предпринимательской идеи зависит успех производственной деятельности. Сейчас перед предпринимателями открываются уникальные возможности практически в любой сфере деятельности, но при этом их выбор сводится, как правило, к двум направлениям:

- использованию уже накопленного опыта и профессио­нальных знаний;

- реализации себя в новой сфере деятельности.

Какому из этих направлений отдать предпочтение? Универ­сальных советов здесь нет и не может быть, так как на выбор оказывают влияние различные факторы: компетентность предпринимателя, характер профессиональной деятельности, цели, которые ставит перед собой предприниматель, решивший заняться производственной деятельностью, наличие первоначального капитала. Преимуществом первого пути является то, что, решив заняться предпринимательством в знакомой сфере деятельности, предприниматель сможет использовать уже, имеющиеся у него опыт, знания, квалификацию, то есть важнейшие ресурсы для успеха в любой сфере деятельности.

Если предприниматель не обладает необходимой специаль­ностью или квалификацией, позволяющими быстро найти свою рыночную нишу (например, он является менеджером крупной производственной компании), в этом случае при вы­боре своего направления деятельности предпринимателем могут быть использованы следующие направления:

- «копирование» деятельности предприятия, на котором он работает, что возможно в том случае, если речь идет о сравнительно несложной продукции;

- выпуск продукции, еще не освоенной данным предпри­ятием, или усовершенствование выпускаемой продук­ции;

- выпуск отдельных комплектующих или запасных частей к продукции, производимой предприятием;

- разработка нового изделия или вида услуг.

Для оценки перспективности своих идей предпринимате­лям можно порекомендовать использовать модель «идеально­го бизнеса», которую разработал Ричард Г. Бускирк, профес­сор маркетинга и директор программы для предпринимателей в университете Южной Каролины (таблица). Данная модель помогает предпринимателям оценить достоинства предпола­гаемого вида деятельности с учетом возможного риска.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ НАЧИНАНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Критерий

Уровень риска

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Капитал

2. Рынки сбыта

3. Система торговли

4.Общественно осознанная потребность в товаре

5. Снабжение

6.Государственное регулирование

7. Наемный труд

8. Валовой доход

9. Частота заключения сделок

10. Элемент новизны

11 . Кредиты

12.Моральное устаревание товара

13.Зависимость от партнеров

14. Конкуренция

15. Этический аспект

Данная матрица позволяет проанализировать любое пла­нируемое начинание и наглядно увидеть, в чем заключается риск. Номера 1 — 10 вверху матрицы обозначают уровень риска: Цифра 1 означает отсутствие риска в данной позиции, а 10 — очень высокий риск.

Однако высокий уровень риска для рассматриваемой предпринимателем идеи не означает, что данный вид деятель­ности неприемлем. В этом случае предпринимателю необхо­димо разработать программу по уменьшению и контролиро­ванию риска.

Низкий уровень риска при оценке перспективности идеи не означает, что будет достигнут невысокий уровень риска в процессе производственной деятельности. Предпринимателю необходимо учитывать вероятность возникновения того или]иного вида риска на всех стадиях производственного процес­са, от закупки сырья до реализации готовой продукции. В целом риск в производственном предпринимательстве включает в себя следующие основные виды риска:

- риски невостребованности произведенной продукции; - риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);

- риски усиления конкуренции;

- риски изменения конъюнктуры рынка;

- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

- риски потери имущества предпринимательской организации;

- форс-мажорные риски.

В то же время в рамках отдельных видов риска необходимо выделить определенные подвиды риска, то есть дать более полную их классификацию в производственном предпринимательстве.