7.3. Риски усиления конкуренции
Причин возникновения в процессе деятельности производственной фирмы риска усиления конкуренции множество, приведем основные, на которые фирмам следует обращать внимание в первую очередь. К ним относятся следующие:
- утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
- несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или наличие неверной информации о конкурентах;
- замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;
- недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции;
- появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;
- появление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма;
- появление местных новых фирм-конкурентов;
- экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
Кроме вышеперечисленных существуют и другие причины влияющие на уровень конкуренции в отдельных отраслях материального производства.
Конкуренция — соперничество в достижении своих целей - остается основной формой борьбы производственных фирм за покупателя. В конкурентной борьбе используются ценовые и неценовые методы. Ценовая конкуренция основывается на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества производимой продукции. Используется на рынке и скрытая ценовая конкуренция, когда по такой же, как у конкурирующей фирмы, цене продается продукция более высокого качества. Разновидностью скрытой ценовой конкуренции является сокращение издержек потребления: более высокая экономичность в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия и т. п., а так же за счет расширения комплекса предоставляемых услуг.
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание улучшенных аналогов производимой продукции, повышение потребительских свойств товара.
Существуют и другие методы конкурентной борьбы, такие, как функциональная конкуренция, которая заключается в том, что некоторые потребности потенциального покупателя можно удовлетворить разнообразными способами. Из-за наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по некоторым важным характеристикам, возникает видовая конкуренция. Скоростная конкуренция основана на быстром изготовлении заказов по той же цене.
В последнее время в экономической литературе появилось такое понятие, как «новая конкуренция». Характерные черты новой конкуренции — это неценовые факторы и предельно сокращение времени на создание новинок. Качество товара в данном случае рассматривается в первую очередь с точки зрения будущих потребителей, а не вытекает из технологических или иных возможностей производителя. Подобная позиция основывается на концепции маркетинга, главный принцип которого — «производить то, что продается, а не продавать то, что производится».
Выбор стратегии конкурентной борьбы осуществляется производственными предпринимательскими организациями в зависимости от их финансовых и производственных возможностей, завоеванного на рынке положения и поставленных целей. Чтобы обойти конкурента, предприятиям можно порекомендовать некоторые приемы:
- при наличии равного положения с конкурентами добивайтесь внедрения даже незначительных новшеств — это уже может быть началом вашего долговременного успеха; - тщательно охраняйте коммерческую тайну, особенно в части ведения дел и положения на рынке;
- умейте определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества;
- помните, что в условиях конкуренции рост объема продаж — самый важный показатель, основной критерий эффективности вашей хозяйственной деятельности;
- умейте сокращать сроки отгрузки продукции и увеличивать скорость предоставления услуг;
- концентрируйте свои усилия на создании новых сегментов рынка;
- как можно больше разнообразьте ассортимент выпускаемой продукции и предоставляемых видов услуг;
- постоянно увеличивайте ценность, потребительские свойства своей продукции;
- постоянно совершенствуйте управление фирмой. Предпринимателям при организации производственного предпринимательства необходимо помнить, что законодательством не допускается недобросовестная конкуренция. Так, п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации установлено следующее: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. А в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ) определены формы добросовестной конкуренции, которая не допускается.
В соответствии со ст. 178 Уголовного кодекса РФ монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. За вышеперечисленные деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, установлены повышенные размеры уголовного наказания, [48,85].
- Оглавление
- Введение
- 1. Сущность риска и его классификация
- 1.1. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
- 1.2. Определение риска
- 1.3. Функции предпринимательского риска
- 1.4. Классификация предпринимательских рисков
- 1.5. Политический риск
- 1.6. Технический риск
- 1.7. Производственный риск
- 1.8. Коммерческий риск
- 1.9. Финансовый риск
- 1.10. Отраслевой риск
- 1.11. Инновационный риск
- 2. Риск и доходность
- 2.1. Виды риска
- 3. Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска
- 3.1. Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Факторы прямого воздействия
- Факторы косвенного воздействия
- 3.2. Внутренние факторы, влияющие на уровень риска
- 4. Анализ, оценка и управление рисками.
- 4.1. Об управлении рисками
- 4.2. Оценка предпринимательских рисков
- 4.3. Анализ риска
- 4.4. Относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния фирмы
- 5. Количественные оценки экономического риска в условиях неопределенности
- 5.1. Принятие оптимальных решений в условиях неопределённости
- 5.2. Матричные игры
- 5.2.1. Понятие игры с природой
- 5.2.2. Предмет теории игр. Основные понятия
- 5.3. Критерии оптимальности в условиях полной неопределенности
- 5.3.1. Критерий гарантированного результата
- 5.3.2. Критерий оптимизма
- 5.3.3. Критерий пессимизма
- 5.3.4. Критерий минимаксного риска Сэвиджа
- 5.3.5. Критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
- 5.4. Сравнительная оценка вариантов решений в зависимости от критериев эффективности.
- 5.5. Оптимальность по Парето.
- 5.6. Определение оптимального объёма производства швейного предприятия в условиях неопределённости.
- 5.6.1. Верхняя и нижняя цена игры
- 5.6.2. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
- 5.6.3. Выбор оптимального ассортимента продукции
- 5.7. Пример количественной оценки риска на основе анализа финансового состояния предприятия
- 6. Основные методы и пути минимизации риска
- 6.1. Диверсификация как метод снижения риска
- 6.2. Передача риска
- 6.3. Страхование предпринимательских рисков
- 6.4. Управление рисками и управление персоналом
- 6.5. Бизнес-планирование
- 6.6. Подбор персонала предпринимательской организации
- 6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии
- 7. Риски в производственном предпринимательстве.
- 7.1. Риски невостребованности производственной продукции
- 7.2. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)
- 7.3. Риски усиления конкуренции
- 7.4. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов
- 7.5. Риски потери имущества предпринимательской организации
- 8. Риски в банковском предпринимательстве.
- 8.1. Внутренние риски.
- 8.2. Внешние риски
- 9. Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1. Организация системы риск-менеджмента на предприятии
- 9.2. Управление рисками на предприятии
- Заключение.
- Библиографический список