logo
Методички / Upravlenie_riskami_i_strakhovanie / Пособие ч

6.6. Подбор персонала предпринимательской организации

Важнейший из внутренних источников снижения предпри­нимательского риска — это тщательный подбор работников (персонала) фирмы. Выше уже говорилось о риске, связанном с личностью предпринимателя, и о кадровых рисках. Чем боль­ше людей работает в предпринимательской фирме, тем боль­ше риск от принятого каждым из них решения, поэтому для предпринимателя-руководителя важно уделять внимание ка­дровым вопросам.

В мире существуют специальные исследовательские орга­низации, изучающие вопросы работы с персоналом. В универ­ситетах США для будущих менеджеров обязательно читают курс «Планирование и отбор персонала».

Совершенно не имеет значения, каким видом предпри­нимательской деятельности занимается фирма, — в любом деле необходим хороший персонал, необходимо подбирать сильных, способных работников, иначе фирма будет нена­дежна, неэффективна. Подбор команды — это искусство, не­обходимое руководителю для того, чтобы деятельность его фирмы была эффективна. Штат сотрудников должен наби­раться по принципу компетентности и заинтересованности в работе.

Крупный предприниматель и владелец венчурного капи­тала Уильям Янгер на конференции по предпринимательству в Стэнфордском университете говорил, что «для создания эф­фективной команды управляющих и специалистов следует придерживаться следующих правил:

- нанимайте только людей, имеющих опыт работы;

- подбирайте только самых квалифицированных работников, особенно в тех случаях, когда им самим придется] впоследствии принимать на работу других людей;

- постарайтесь выяснить, соответствует ли подготовка принимаемых на работу сотрудников организационной культуре, системе ценностей вашей компании;

- постарайтесь отыскать людей, с которыми вы уже работали в прошлом;

- старайтесь, чтобы ваша управленческая команда была как можно меньше».

Обычно при образовании новой предпринимательской фирмы или при расширении действующей перед руководст­вом возникает проблема поиска новых сотрудников, соответ­ствующих внутрифирменным требованиям к квалификации, знаниям и характеру. Иными словами, фирма встает перед не­обходимостью использования различных методов для поиска новых сотрудников. Поиск сотрудников осуществляется по следующим каналам:

- средства массовой информации;

- личные контакты;

- агентства, занимающиеся подбором кадров;

- подготовка собственных кадров;

- учебные заведения;

- конкурсная основа и др.

Рассмотрим эти каналы с точки зрения частоты использования и эффективности в решении проблемы подбора новых сотрудников. Наиболее часто используемым каналом получения требуемых сотрудников являются личные контакты. В этом случае для поиска кандидатов не привлекаются третьи лица, поиск происходит среди «своих». Популярность этого метода объясняется тем, что фирма не производит финансовые затрат ты на поиск сотрудников. Однако этот канал хорош лишь для текущего набора персонала. В случае, когда нового квалифицированного сотрудника необходимо найти быстро, этот способ может не дать необходимых результатов. Еще одним недостатком данного канала является то, что ответственность правильное определение уровня квалификации претендент несет, как правило, руководитель фирмы, который не всегда обладает необходимыми знаниями для объективной оценки.

Этот недостаток присутствует также и во втором по степе­ни использовании канале поиска персонала фирмы, но при этом средства массовой информации являются хорошим ка­налом для оперативного подбора сотрудников. Объявления в средствах массовой информации достаточно эффективны при верном выборе вида СМИ. Объявления необходимо помещать в тех изданиях, которые читает большинство претендентов на работу в предпринимательской фирме. Существует ряд печат­ных изданий, которые специализируются на объявлениях типа «ищу работу/предлагаю работу». Публикация в подобной га­зете без сомнения найдет претендента, так как он читает по­добные издания с целью поиска работы, но в данном случае эффективность объявления снижается, так как оно будет лишь одним из множества объявлений определенного направления.

Другой возможностью является публикация рекламного объявления в изданиях, читаемых теми специалистами, поис­ком которых в данный момент занята предпринимательская фирма; при этом газета или журнал не должны принадлежать к рекламным или ориентированным на услуги по подобру ка­дров изданиям, а должны иметь определенную профессиональ­ную направленность. Например, если фирма нуждается в бух­галтере, то наибольшего эффекта достигнет объявление о по­иске сотрудника в журнале «Бухгалтерский учет», газете «Эко­номика и жизнь» или других специализированных изданиях.

Само объявление должно содержать конкретную информа­цию о предпринимательской фирме и о требованиях к канди­дату. Информация о фирме будет играть роль рекламы, а кон­кретные требования к претендентам сократят количество об­ращающихся к фирме претендентов, не обладающих необхо­димыми качествами.