6.6. Подбор персонала предпринимательской организации
Важнейший из внутренних источников снижения предпринимательского риска — это тщательный подбор работников (персонала) фирмы. Выше уже говорилось о риске, связанном с личностью предпринимателя, и о кадровых рисках. Чем больше людей работает в предпринимательской фирме, тем больше риск от принятого каждым из них решения, поэтому для предпринимателя-руководителя важно уделять внимание кадровым вопросам.
В мире существуют специальные исследовательские организации, изучающие вопросы работы с персоналом. В университетах США для будущих менеджеров обязательно читают курс «Планирование и отбор персонала».
Совершенно не имеет значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается фирма, — в любом деле необходим хороший персонал, необходимо подбирать сильных, способных работников, иначе фирма будет ненадежна, неэффективна. Подбор команды — это искусство, необходимое руководителю для того, чтобы деятельность его фирмы была эффективна. Штат сотрудников должен набираться по принципу компетентности и заинтересованности в работе.
Крупный предприниматель и владелец венчурного капитала Уильям Янгер на конференции по предпринимательству в Стэнфордском университете говорил, что «для создания эффективной команды управляющих и специалистов следует придерживаться следующих правил:
- нанимайте только людей, имеющих опыт работы;
- подбирайте только самых квалифицированных работников, особенно в тех случаях, когда им самим придется] впоследствии принимать на работу других людей;
- постарайтесь выяснить, соответствует ли подготовка принимаемых на работу сотрудников организационной культуре, системе ценностей вашей компании;
- постарайтесь отыскать людей, с которыми вы уже работали в прошлом;
- старайтесь, чтобы ваша управленческая команда была как можно меньше».
Обычно при образовании новой предпринимательской фирмы или при расширении действующей перед руководством возникает проблема поиска новых сотрудников, соответствующих внутрифирменным требованиям к квалификации, знаниям и характеру. Иными словами, фирма встает перед необходимостью использования различных методов для поиска новых сотрудников. Поиск сотрудников осуществляется по следующим каналам:
- средства массовой информации;
- личные контакты;
- агентства, занимающиеся подбором кадров;
- подготовка собственных кадров;
- учебные заведения;
- конкурсная основа и др.
Рассмотрим эти каналы с точки зрения частоты использования и эффективности в решении проблемы подбора новых сотрудников. Наиболее часто используемым каналом получения требуемых сотрудников являются личные контакты. В этом случае для поиска кандидатов не привлекаются третьи лица, поиск происходит среди «своих». Популярность этого метода объясняется тем, что фирма не производит финансовые затрат ты на поиск сотрудников. Однако этот канал хорош лишь для текущего набора персонала. В случае, когда нового квалифицированного сотрудника необходимо найти быстро, этот способ может не дать необходимых результатов. Еще одним недостатком данного канала является то, что ответственность правильное определение уровня квалификации претендент несет, как правило, руководитель фирмы, который не всегда обладает необходимыми знаниями для объективной оценки.
Этот недостаток присутствует также и во втором по степени использовании канале поиска персонала фирмы, но при этом средства массовой информации являются хорошим каналом для оперативного подбора сотрудников. Объявления в средствах массовой информации достаточно эффективны при верном выборе вида СМИ. Объявления необходимо помещать в тех изданиях, которые читает большинство претендентов на работу в предпринимательской фирме. Существует ряд печатных изданий, которые специализируются на объявлениях типа «ищу работу/предлагаю работу». Публикация в подобной газете без сомнения найдет претендента, так как он читает подобные издания с целью поиска работы, но в данном случае эффективность объявления снижается, так как оно будет лишь одним из множества объявлений определенного направления.
Другой возможностью является публикация рекламного объявления в изданиях, читаемых теми специалистами, поиском которых в данный момент занята предпринимательская фирма; при этом газета или журнал не должны принадлежать к рекламным или ориентированным на услуги по подобру кадров изданиям, а должны иметь определенную профессиональную направленность. Например, если фирма нуждается в бухгалтере, то наибольшего эффекта достигнет объявление о поиске сотрудника в журнале «Бухгалтерский учет», газете «Экономика и жизнь» или других специализированных изданиях.
Само объявление должно содержать конкретную информацию о предпринимательской фирме и о требованиях к кандидату. Информация о фирме будет играть роль рекламы, а конкретные требования к претендентам сократят количество обращающихся к фирме претендентов, не обладающих необходимыми качествами.
- Оглавление
- Введение
- 1. Сущность риска и его классификация
- 1.1. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
- 1.2. Определение риска
- 1.3. Функции предпринимательского риска
- 1.4. Классификация предпринимательских рисков
- 1.5. Политический риск
- 1.6. Технический риск
- 1.7. Производственный риск
- 1.8. Коммерческий риск
- 1.9. Финансовый риск
- 1.10. Отраслевой риск
- 1.11. Инновационный риск
- 2. Риск и доходность
- 2.1. Виды риска
- 3. Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска
- 3.1. Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Факторы прямого воздействия
- Факторы косвенного воздействия
- 3.2. Внутренние факторы, влияющие на уровень риска
- 4. Анализ, оценка и управление рисками.
- 4.1. Об управлении рисками
- 4.2. Оценка предпринимательских рисков
- 4.3. Анализ риска
- 4.4. Относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния фирмы
- 5. Количественные оценки экономического риска в условиях неопределенности
- 5.1. Принятие оптимальных решений в условиях неопределённости
- 5.2. Матричные игры
- 5.2.1. Понятие игры с природой
- 5.2.2. Предмет теории игр. Основные понятия
- 5.3. Критерии оптимальности в условиях полной неопределенности
- 5.3.1. Критерий гарантированного результата
- 5.3.2. Критерий оптимизма
- 5.3.3. Критерий пессимизма
- 5.3.4. Критерий минимаксного риска Сэвиджа
- 5.3.5. Критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
- 5.4. Сравнительная оценка вариантов решений в зависимости от критериев эффективности.
- 5.5. Оптимальность по Парето.
- 5.6. Определение оптимального объёма производства швейного предприятия в условиях неопределённости.
- 5.6.1. Верхняя и нижняя цена игры
- 5.6.2. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
- 5.6.3. Выбор оптимального ассортимента продукции
- 5.7. Пример количественной оценки риска на основе анализа финансового состояния предприятия
- 6. Основные методы и пути минимизации риска
- 6.1. Диверсификация как метод снижения риска
- 6.2. Передача риска
- 6.3. Страхование предпринимательских рисков
- 6.4. Управление рисками и управление персоналом
- 6.5. Бизнес-планирование
- 6.6. Подбор персонала предпринимательской организации
- 6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии
- 7. Риски в производственном предпринимательстве.
- 7.1. Риски невостребованности производственной продукции
- 7.2. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)
- 7.3. Риски усиления конкуренции
- 7.4. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов
- 7.5. Риски потери имущества предпринимательской организации
- 8. Риски в банковском предпринимательстве.
- 8.1. Внутренние риски.
- 8.2. Внешние риски
- 9. Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1. Организация системы риск-менеджмента на предприятии
- 9.2. Управление рисками на предприятии
- Заключение.
- Библиографический список