logo search
Методички / Upravlenie_riskami_i_strakhovanie / Пособие ч

1.5. Политический риск

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в стра­нах с неустоявшимся законодательством, отсутствием тради­ций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Следует отметить, что попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Так, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвер­гается деятельность американских компаний вдругих странах.

О важности учета влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана миро­вая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основ­ная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратеги­ческих и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский центр международных из­менений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре группы:

- риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

- риск трансферта, связанный с возможными ограниче­ниями на конвертирование местной валюты;

- риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

- риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в националь­ной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвесто­ра, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множе­ство — например, принудительно длинная очередь на конвер­тацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением нацио­нального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате ко­торых предпринимательские фирмы могут понестибольшие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный. Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в свя­зи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку на­пряженность политической ситуации в стране приводит к на­рушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отра­жается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, ма­териалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпри­нимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вме­шательства в предпринимательскую деятельность региональ­ных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих вы­ход на международный рынок, так и для фирм, имеющих за­рубежных партнеров [1].